8(800)350-83-64

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам перевозки автотранспортом и транспортной экспедиции

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

11.07.2018

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих в практике применения законодательства о договоре перевозки автотранспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции[1].

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:

o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику.

Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика.

Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.

o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.

o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.

  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

  • Квалифицирующие признаки договора перевозки груза. Одним из основных квалифицирующих признаков договора перевозки груза является обязанность перевозчика по «сохранной транспортировке груза». При отсутствии в договоре такого квалифицирующего признака, положения ГК РФ и Устава[2] о перевозке груза к нему не применимы.
  • Ответственность грузоотправителя. Суммы, выплаченные перевозчиком третьим лицам в связи с недостоверностью, отсутствием либо неполнотой данных, содержащихся в документации, предназначенной для беспрепятственной перевозки груза, должны быть возмещены грузоотправителем перевозчику.
  • Ответственность перевозчика/экспедитора:

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю правовую поддержку по вопросам толкования и практического применения разъяснений ВС РФ, изложенных в Постановлении.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Постановление).

Источник: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/explanation-of-the-supreme-court-of-the-russian-federation-on-issues-of-transportation-autotransport/

Верховный суд выпустил обзор практики по перевозкам грузов

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

Верховный суд РФ обобщил сложившуюся за последнее время практику по спорам, связанным с транспортными грузоперевозками. В документе рассмотрены вопросы определения вины в порче или утрате груза, особенности определения сроков задержки доставки к месту назначения, порядок определения ущерба, а также другие проблемы, на которых мы остановимся в нашем кратком обзоре.

Верховный суд РФ опубликовал “Обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции”, утвержденный 20 декабря 2017 года.

В документ, который насчитывает 30 странц, вошли наиболее интересные и важные, на взгляд ВС РФ, выводы, сделанные судами в 2017 году. Все дела в документе объеденены одной общей темой: перевозка грузов и транспортная экспедиция.

Приводим подробнее некоторые особенно интересные выводы судей, на которых заострил внимание ВС РФ.

Упаковка груза: чья вина в ее отсутствии

В качестве примера спора об упаковке груза Верховный суд рассмотрел спор между организацией-отправителем и компанией-перевозчиком, которые заключили договор о транспортировке легкового транспорта на специальном автомобиле — открытом автовозе. В результате по дороге одна из перевозимых машин оказалась повреждена из-за попавшего в нее камня.

Камень вылетел из-под колес встречного транспорта и разбил лобовое стекло машины. Отправитель груза счел происшествие виной перевозчика и потребовал возместить ущерб. Суды к единому мнению не пришли, и дело пришлось разбирать Верховному суду, который и вспомнил об упаковке.

Судьи указали, что именно отправитель должен был надлежащим образом упаковать свое имущество и защитить его от внешнего воздействия. Раз организация этого не сделала, значит, самостоятельно приняла на себя все риски, связанные с отсутствием надлежащей упаковки.

Поскольку перевозчик смог доказать в суде, что надлежащая упаковка могла бы предотвратить повреждение машины, суд отказал во взыскании ущерба и переложил всю ответственность на хозяина груза — организацию-отправителя.

Утрата груза

Верховный суд рассмотрел ситуацию, при которой груз был испорчен по причине того, что грузовой автомобиль попал в ДТП. Виновником поисшествия оказался водитель другой машины, который не справился с управлением и выехал на встречную полосу.

Но суды, включая ВС РФ, решили, что перевозчик обязан возмещить ущерб, так как по нормам статьи 796 Гражданского кодекса РФ он несет ответственность за сохранность груза, независимо от наличия его вины в произошедшем. От такой ответственности перевозчика может освободить только форс-мажор.

По мнению Верховного суда, авария на дороге к таким непредвиденным обстоятельствам (форс-мажору) не относится. Как указали судьи, профессиональный перевозчик «не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Поэтому в случае аварии с участием грузового автомобиля риск утраты груза несет именно компания-перевозчик.

Вес груза

Правильное определение массы груза — это очень важный момент в отношениях грузоотправителя и перевозчика. Об этом также напомнил Верховный суд.

Как указали судьи, на практике довольно часто возникают ситуации, когда компании-перевозчики намеренно неверно определяют вес груза. Они делают это для увеличения стоимости перевозки.

Аналогичные действия предпринимают и организации-грузоотправители, только с противоположной целью — они хотят сделать перевозку дешевле. В результате это влияет на нагрузку транспорта, а значит, может привести к ДТП.

Поэтому Верховный суд отметил, что правильный вес определяется одновременно грузоотправителем и перевозчиком с учетом погрешности в расчетах и не должен иметь расхождений. Такую погрешность перевозчик должен установить для разных типов грузов и утвердить ее. Как отмечают судьи:

Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

Именно на это значение должны опираться арбитры, если спор, связанный с массой груза, дойдет до суда. Что касается железнодорожных перевозок, то Верховный суд указал, что штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта, за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной могут быть снижены в судебном порядке при доказанности соответствующих обстоятельств.

Транспортная экспедиция

Верховный суд уделил в обзоре особое внимание понятию «транспортная экспедиция». Судьи определили, что по нормам гражданского законодательства компания-экспедитор не может нести

ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента.

Однако фактически экспедитор является отправителем груза. Он действует от лица другой организации или ИП по договору, в котором указаны сам груз и место его назначения. Судьи считают, что экспедитор обязан осмотрительно подходить к выбору организации-перевозчика.

Именно экспедитор принимает у отправителя груз и фактически принимает на себя обязательства по его доставке. При этом, если экспедитор перевозит груз своими силами, то он не является агентом и несет ответственность в полной мере, как организация-перевозчик.

Однако если экспедитор нанял железнодорожного перевозчика, но при транспортировке груза вагоны сошли с рельс, у него нет обязанности возместить ущерб отправителю груза.

Нарушение сроков перевозки

Кроме того, ВС РФ рассмотрел несколько дел о нарушении сроков перевозки железнодорожным транспортом, по результатам которых судьи сделали следующие выводы.

  • Если железнодорожный перевозчик нарушил сроки отправки вагонов, то владелец железнодорожных путей имеет право требовать с перевозчика компенсацию причиненных убытков.
  • При задержке вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, даже если этого пункта нет в договоре.
  • Владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, может потребовать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.

Сроки исковой давности

Судьи ВС РФ напомнили, что срок исковой давности по требованию экспедитора к перевозчику начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах РФ. Он может быть приостановлен на время, необходимое сторонам для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Кроме того, ВС РФ конкретизировал сроки давности в некоторых обстоятельствах:

  • требования о возврате необоснованно списанной платы за перевозку — срок давности составляет 1 год;
  • требования исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов к заказчику о взыскании неустойки за простой — срок давности составляет 3 года.

По общему правилу специальный срок давности 1 год не распространяется на требования по главе 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”. В этом случае нужно применять срок давности 3 года.

Источник: http://ppt.ru/news/141117

Верховный суд РФ опубликовал

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

Верховный суд РФ опубликовал “Обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции”, утвержденный 20 декабря 2017 года.

В документ, который насчитывает 30 странц, вошли наиболее интересные и важные, на взгляд ВС РФ, выводы, сделанные судами в 2017 году. Все дела в документе объеденены одной общей темой: перевозка грузов и транспортная экспедиция.

Приводим подробнее некоторые особенно интересные выводы судей, на которых заострил внимание ВС РФ.

Упаковка груза: чья вина в ее отсутствии

В качестве примера спора об упаковке груза Верховный суд рассмотрел спор между организацией-отправителем и компанией-перевозчиком, которые заключили договор о транспортировке легкового транспорта на специальном автомобиле — открытом автовозе. В результате по дороге одна из перевозимых машин оказалась повреждена из-за попавшего в нее камня.

Камень вылетел из-под колес встречного транспорта и разбил лобовое стекло машины. Отправитель груза счел происшествие виной перевозчика и потребовал возместить ущерб. Суды к единому мнению не пришли, и дело пришлось разбирать Верховному суду, который и вспомнил об упаковке.

Судьи указали, что именно отправитель должен был надлежащим образом упаковать свое имущество и защитить его от внешнего воздействия. Раз организация этого не сделала, значит, самостоятельно приняла на себя все риски, связанные с отсутствием надлежащей упаковки.

Поскольку перевозчик смог доказать в суде, что надлежащая упаковка могла бы предотвратить повреждение машины, суд отказал во взыскании ущерба и переложил всю ответственность на хозяина груза — организацию-отправителя.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.