8(800)350-83-64

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

Возмещение причиненного незаконными действиями государства вреда (ведь именно от его имени действуют и принимают решения госорганы и работающие в них должностные лица) происходит по правилам, закрепленным в гражданском законодательстве. Что это за правила и как их можно применить на практике, будет рассмотрено далее в статье.

За действия каких органов отвечает государство?

Ответственность государства за действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, которые в них работают, закреплена на уровне Конституции РФ (ст. 53). Несколько шире то же самое прописано и в ст. 1069 ГК РФ, но тут упомянуты еще и органы местного самоуправления.

Поскольку государственная власть, в соответствии с Конституцией РФ, делиться на три ветки, то и ее органы имеют классификацию по этому же принципу:

  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы судебной власти.

Федеративное устройство РФ является основанием для разделения государственных органов также:

  • на органы государственной власти РФ;
  • органы государственной власти субъектов РФ.

Эта классификация дополняется органами власти муниципальных образований, действующих на местах.

Так вот, за действия всех этих органов отвечает государство, начиная от Президента РФ и заканчивая расположенными в маленьких городах России территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ.

Какой вред возмещается государством?

Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред.

Иногда такой вред исходит от всего учреждения как единого участника взаимоотношений, а есть случаи, когда такой вред наносится отдельными должностными лицами, работающими в государственной структуре.

Государство несет ответственность в обоих случаях.

Если говорить о примерах, то один из них содержится прямо в тексте ст. 1069 ГК РФ — издание госорганом нормативного акта, изначально не соответствующего нормам действующего законодательства. Такое действие со стороны госоргана может запросто нанести вред как отдельным лицам, так и группе лиц.

Могут госорганы нанести вред и отдельными своими действиями или решениями. Например, если регистратором будет принято решение об отказе в проведении государственной регистрации вновь созданного юридического лица, задержка в оформлении не позволит учредителям вовремя узаконить компанию, чтобы та вышла на рынок, — а это может привести к потере инвесторов.

Еще к одной категории нарушений, причиняющих вред, можно отнести действия госорганов или конкретных должностных лиц, осуществленные с превышением своих полномочий. Например, случаи, когда местная администрация принимает решения по вопросам, которые относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ.

Отдельно на законодательном уровне закреплено нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Правила компенсации за эти правонарушения прописаны в федеральном законе № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года.

Условия возмещения вреда

Для того чтобы привлечь кого-то к ответственности, нужно установить, есть ли для этого основания и соблюдены ли все условия для этого. Каких-то специальных условий наступления ответственности в ст.

1069 ГК РФ не прописано, так же как нет и норм, исключающих отдельные условия привлечения к ответственности за нанесенный вред, по общим правилам. Таким образом, здесь нужно учитывать условия, закрепленные в ст.

1064 ГК РФ, а именно:

  • наступление вреда;
  • противоправность действий госорганов;
  • причинно-следственная связь между действиями госорганов и наступившими негативными последствиями;
  • виновность действия.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий ведет к невозможности привлечения органа/лица к ответственности — а значит, и к невозможности истребования возмещения за полученный вред.

Кстати, с противоправностью действия возникает интересная ситуация: необходимо, чтобы действие (или бездействие) действительно противоречило нормам действующего законодательства.

Ведь госорганы часто принимают решения, которые прямо ухудшают состояние лица или группы лиц, хотя решение при этом вполне может быть законным. Хороший пример — решение об изъятии земельного участка. Владелец может и не хотеть возвращать его государству — значит, его интересы страдают.

Однако если изъятие произошло по основанию, предусмотренному в законе, то его никак нельзя назвать противоправным.

Для справки: для возникновения права на возмещение вреда не всегда нужно наличие вины госоргана. Например, компенсация за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия вины суда, правоохранительного органа, органа местного самоуправления, госоргана или их должностных лиц.

Как доказать наличие вреда

Законом бремя по доказыванию вреда в случае причинения его госорганами полностью возлагается на потерпевшего. Именно он должен представить весомые доказательства своих требований, т. к. иначе компенсацию ему не получить.

Касательно вреда, причиненного нормативными актами, принятыми госорганами в ущерб интересам лица, а также действий и решений госорганов в законе нет требования об обязательном обращении в суд для признания их незаконным. Однако разбивка судебной тяжбы на 2 этапа имеет и свои преимущества.

Если сначала подать иск в суд о признании нормативного акта (решения, действия) нарушающим права и интересы лица, то истцу не придется доказывать незаконность акта (решения, действия). Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания законности в этом случае возлагается на ответчика.

Истцу только нужно:

  • привести нормы действующего законодательства, которым противоречит оспариваемый акт (решение, действие);
  • объяснить, как именно принятый акт (решение, действие) нарушает права лица или может их нарушить.

Имея на руках судебное решение, признавшее нормативный акт (решение, действие) незаконным, можно начинать новое судебное разбирательство по делу о возмещении вреда. В рамках второго процесса истцу нужно будет доказать, что акт нарушил его права.

Из каких источников выплачивается возмещение?

Кто бы ни нанес вред, возмещение производится из казны. Есть три основных источника (три уровня бюджета):

  • казна РФ;
  • казна субъекта РФ;
  • казна муниципального образования.

За выплату возмещения отвечает финансовый орган, распоряжающийся средствами казны соответствующего уровня.

В связи с этим в иске ответчиком ставиться именно такой финансовый орган, а не госорган, который непосредственно причинил вред (он проходит по делу как заинтересованное лицо, чьи права и обязанности затрагивает рассмотрение спора). Истец может подать иск непосредственно к органу, нарушившему его права, — тогда суд проводит замену ответчика.

Вред выплачивается непосредственно из средств бюджета, а если их не хватает, то уже из имущества, входящего в состав казны. Средства и имущество органа, нарушившего права истца, при этом никак не затрагиваются.

Если вред был нанесен должностным лицом, то возмещение по общему правилу выплачивается из казны, но при определенных обстоятельствах могут быть предъявлены регрессные требования к этому сотруднику. Правда, тут еще нужно учитывать и нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и госорганом, в котором он работает.

Как определить размер требований

При возмещении государством причиненного незаконными действиямивреда действуют общие правила расчета размера компенсации. То есть вред подлежит возмещению в полном объеме.

Имущественный вред может быть возмещен в натуре. Если это невозможно, стоимость утраченного имущества определяется на дату возмещения.

Моральный вред может быть возмещен только в денежной форме. Здесь каких-то правил вычисления размера полученного вреда нет, но истец, как и судья, должен использовать для этого принципы разумности и справедливости.

Вред здоровью возмещается в размере утраченного заработка и расходов, связанных с лечением. За основу требований о компенсации вреда, причиненного потерей кормильца, берется часть заработка умершего, которая шла на содержание его иждивенцев, требующих компенсации.

Таким образом, государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц, работающих в них, и возмещает вред, полученный гражданами и организациями в результате действий (или бездействия) госорганов и органов местного самоуправления.

При этом вред компенсируется не за счет средств и имущества органа, непосредственно нанесшего вред, а за счет казны соответствующего уровня. Чтобы получить компенсацию, пострадавший должен доказать свою позицию в суде, приведя весомые доводы в свою пользу.

Бремя доказывания возлагается на орган, причинивший вред, только в части спора, касающейся законности его действий или решений.

Источник: https://god-radosti.ru/vash-jurist/vozmeshhenie-gosudarstvom-vreda-prichinennogo-nezakonnymi-dejstviyami

Возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями
В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Возмещение причиненного ущерба будет универсальным гражданско — правовым способом защиты нарушенных прав.

В ϶ᴛᴏй связи в гражданском законодательстве, и в первую очередь в ГК, нашли развитие нормы об ответственности за вред, причиненный органами государственной власти.

Второе правило установлено для случаев причинения вреда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Такой вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях за счет казны субъекта Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц в порядке, установленном законом.

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования и суда

по делу «Хаммерн (Hammern) против Норвегии»)(2).

Таким образом, предусматривая специальные механизмы восстановления нарушенных прав для реализации публично-правовой цели – реабилитации каждого, кто незаконно и (или) необоснованно подвергся уголовному преследованию, федеральный законодатель не должен возлагать на гражданина как более слабую сторону в этом правоотношении излишние обременения, связанные с произвольными решениями и действиями органов исполнительной власти, а, напротив, обязан создавать процедурные условия для скорейшего определения размера причиненного вреда и его возмещения, во всяком случае не подвергая сомнению принцип исполняемости принятых решений о выплатах компенсации вреда реабилитированным лицам(3).

Взыскание убытков, причиненных действиями государственного органа

На основании ст. ст.

15, 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) либо множественное число, либо единственное государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный государственными органами

3 ст.

125 Гражданского Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.

1071 Гражданского Кодекса ). Возмещению в данном случае подлежит как вред, причиненный личности и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица (п. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса ), так и причиненный гражданину моральный вред (ст.

151 Гражданского Кодекса ). Важнейшим условием наступления ответственности органов публичной власти и их должностных лиц за причинение вреда является незаконность их действий (или бездействия).

Публичное право и экономика

Это отразилось и на законодательстве, которое предусматривает как гражданско-правовую ответственность государства (ст. 1070 ГК РФ), так и публично-правовую (гл.

18 «Реабилитация» Уголовно- процессуального кодекса РФ:).

Статья 53 Конституции РФ (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц) толкуется как в публично- правовом, так и в частноправовом смысле.

При этом необходимо еще раз обратить внимание на сложность отношений с участием государства.

2. 20.2. Ответственность за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Наряду с гражданами таким правом обладают и юридические лица.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность и за вред, действиями (бездействием) органов местного самоуправления и соответственно их должностных лиц.

Источник: http://propuskspb.ru/vozmeschenie-gosudarstvom-vreda-prichinennogo-nezakonnymi-dejstvijami-60878/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.