Трудовой арбитраж – функции постоянно действующего органа

Об утверждении Типового положения о трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж - функции постоянно действующего органа
Новый

Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1018. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 декабря 2015 года № 12634

      В соответствии с подпунктом 21) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о трудовом арбитраже.
      2.

Департаменту труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;       4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр здравоохранения
      и социального развития
      Республики Казахстан                        Т. Дуйсенова
 

Утверждено            приказом Министра здравоохранения  и социального развития        Республики Казахстан        

от 25 декабря 2015 года № 1018     

1. Общие положения

      1. Трудовой арбитраж временно действующий орган, создаваемый сторонами коллективного трудового спора с привлечением уполномоченных лиц для разрешения трудового спора при недостижении соглашения в примирительной комиссии.

      2.

Трудовой арбитраж в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Задачи и функции трудового арбитража

      3. Задачами Трудового арбитража являются:      досудебное урегулирование коллективного трудового спора;

      обеспечение защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей при рассмотрении коллективного трудового спора.

      4. Трудовой арбитраж в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
      рассматривает коллективный трудовой спор по существу, если ранее коллективный трудовой спор не был урегулирован в примирительной комиссии;      взаимодействует с государственными органами;       вносит предложения сторонам коллективного трудового спора по устранению причин и условий возникновения коллективного трудового спора;

      в пределах своей компетенции принимает обязательное для сторон решение по рассмотренному коллективному трудовому спору.

3. Порядок создания трудового арбитража

      5. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в течение пяти рабочих дней со дня прекращения работы примирительной комиссии.
      6.

Количество членов трудового арбитража, его персональный состав, порядок рассмотрения трудового спора определяются соглашением сторон на паритетной основе.      Трудовой арбитраж состоит не менее чем из пяти человек.

      В состав трудового арбитража включаются государственный инспектор труда, представитель Совета по трудовому арбитражу для предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров, а при необходимости – специалисты, эксперты.

      При рассмотрении требований работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан члены примирительной комиссии не входят в состав трудового арбитража.

      7. Трудовой арбитраж возглавляет председатель, избранный членами арбитража из их числа.

      8. Положение о трудовом арбитраже утверждается соглашением сторон коллективного трудового спора.

4. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора

      9.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора (форма, содержание решения, возможность приостановления рассмотрения коллективного трудового спора, вручение решения сторонам коллективного трудового спора и органам социального партнерства, организация созыва и проведения заседаний) определяется трудовым арбитражем и доводится до сведения сторон коллективного трудового спора.
      10. Коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон коллективного трудового спора, а также при необходимости с участием представителей других заинтересованных лиц.
      11. Трудовой арбитраж в пределах своей компетенции:       получает от сторон коллективного трудового спора необходимую для рассмотрения этого спора информацию;       приглашает для участия в трудовом арбитражном процессе должностных лиц государственных органов и других работников организаций, а в необходимых случаях – экспертов и консультантов;       дает правовую оценку нормам, содержащимся в коллективных договорах, соглашениях.

      12. Решение трудового арбитража принимается простым большинством членов арбитража не позднее семи рабочих дней со дня его создания.

      При отсутствии по уважительной причине одного либо нескольких членов трудового арбитража допускается передача права голоса, как и ание за других лиц на основании актов сторон коллективного трудового спора.      При разделении членов трудового арбитража поровну решающим является голос председателя. Мотивированное решение излагается в письменной форме и подписывается всеми членами арбитража.

      13. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012634

Требования к трудовым арбтрам

Трудовой арбитраж - функции постоянно действующего органа

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц. Статья 389.

Решение о проведении забастовки Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным анием. Решение считается принятым, если за него проало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции).

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов. Статья 390.

Как и в каком порядке трудовой арбитраж должен рассмотреть обращение сторон Итак, если сторонами достигнуто соглашение о рассмотрении их спора арбитражем, они оформляют письменный документ, содержащий положение об их согласии с обязательностью решения трудового арбитража. Законодательством установлены сроки, в которые после подписания данного документа стороны создают временный или обращаются в постоянно действующий арбитраж:

  • 2 рабочих дня, если спор возник на уровне предприятия;
  • 4 рабочих дня при споре уровня выше, чем уровень одного предприятия (ч. 3 ст. 404 ТК РФ).

Спор рассматривается арбитражем в следующие сроки:

  • 3 рабочих дня — на уровне предприятия;
  • 5 рабочих дней — для споров вышестоящих уровней (ч. 5 ст. 404 ТК РФ).

Трудовой арбитраж — функции постоянно действующего органа

Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Организация подготовки трудовых арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и утверждение списков арбитров относится к компетенции Службы.
Пока речь шла о трудовом арбитраже как о временном органе по разрешению трудовых споров.

Однако жизнь все больше и больше диктует необходимость создания постоянно действующих трудовых арбитражей.

Предложения по этому поводу высказывают самые разные, вплоть до образования судов, специализирующихся на рассмотрении дел по трудовым спорам. Однако альтернативные суду общей юрисдикции органы по разрешению трудовых споров в случае их создания в России не могут входить в судебную систему и осуществлять функции правосудия.

Раздел i. общие положения

Если стороны не достигли согласия по поводу обязательности для себя решений арбитража, никто не вправе принудить их к арбитражному разбирательству, за исключением случаев, когда на предприятии не могут проводиться забастовки (определение ВС РФ от 16.12.

2005 № 78-Г05-65). Создание трудового арбитража: кем, в каком порядке и в какой срок создается Постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться, как было указано в предыдущем разделе, 3-сторонней комиссией, регулирующей социально-трудовые отношения.

Статья 404. рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже 

  • Купить систему ГАРАНТ
  • Получить демо-доступ
  • Узнать стоимость
  • Информационный банк
  • Подобрать комплект

Развернуть

  • Приложение. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
    • Приложение N 1. Протокол заседания представителей сторон коллективного трудового спора и органа, выполняющего функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Приложение N 2. Протокол заседания трудового арбитража по рассмотрению коллективного трудового спора между работниками и работодателем
    • Приложение N 3. Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г.

Трудовой арбитраж

Лица, виновные в неисполнении обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 388. Забастовка Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.

Адвокат макаров и партнёры

Внимание

В связи с этим можно сказать, что данный вопрос может быть предметом соглашения между сторонами спора непосредственно при проведении названной процедуры примирения или предметом согласительно-договорного процесса при заключении коллективного договора, соглашения определенного уровня социального партнерства.

Федеральный закон оставляет на усмотрение сторон спора и Службы способ разрешения проблемы замены одного или нескольких избранных членов трудового арбитража по таким, например, причинам: болезнь или другие объективные причины отсутствия на заседаниях органа примирения, отказ от выполнения обязанностей арбитра по причине высказывания в его адрес одной из сторон (или двумя сторонами) спора недоверия и пр.

Граждане из числа специалистов в области права, трудовых отношений, социального партнерства приобретают статус трудового арбитра только на период проведения одноименной процедуры по разрешению коллективного трудового спора и только после утверждения их кандидатур соответствующим соглашением субъектов спорных отношений. Статус трудового арбитра приобретается гражданами посредством реализации сторонами спора положения пункта 3 статьи 8. В соответствии с указанной правовой нормой состав трудового арбитража утверждается соответствующим соглашением сторон спора при участии представителя государственного органа — Службы.

Причина в том, что в соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в нашей стране осуществляет только суд. Судебная власть вершится посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Важно

Вот почему предложение о создании в России трудовых судов с их особой юрисдикцией и особыми правилами производства нельзя признать обоснованным, оно не получит поддержку в органах законодательной власти. Данный вопрос может быть решен путем принятия федерального закона «О досудебном регулировании трудовых споров», над проектом которого в настоящее время идет работа.

Закон должен предусматривать упрощенную процедуру рассмотрения дел в числе основополагающих требований к процессу разбирательства трудовых споров, вынесения решений и их исполнения.

Требования к трудовым арбитрам

Конституцией РФ, ТК РФ, другими нормативными правовыми актами РФ. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже — один из этапов примирительных процедур.

Ему предшествует обязательный разбор проблемы примирительной комиссией.

Трудовой арбитраж создается в случаях: — уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии; — недостижения сторонами в течение трех рабочих дней согласованного решения относительно кандидатуры посредника; — рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок; — недостижения согласия при решении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Трудовым арбитром не может быть лицо: 1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) имеющее судимость; 3) полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката, медиатора были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Следует обратить внимание на то, что названное участие Службы является одной из ее функциональных обязанностей, закрепленных в Положении о службе по урегулированию коллективных трудовых споров (Постановление Правительства Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» от 15.04.1996 г. N 468) (см. пятую часть п. 4 Положения). Факт подписания «трехстороннего» протокола о согласовании в результате своего волеизъявления кандидатур граждан, об утверждении их в качестве полномочных лиц для разрешения коллективного трудового спора будет относиться к юридическому факту приобретения лицами, поименованными в названном документе, статуса трудовых арбитров. Указанный пункт статьи 8 определяет некоторые правила формирования трудового арбитража, но комментируемый законодательный акт не раскрывает, какие лица могут приобрести статус трудового арбитра.

Источник: http://2440453.ru/trebovaniya-k-trudovym-arbtram/

Статья 384. трудовые арбитры

Формируется одноразово для рассмотрения конкретного спора на 3-сторонней основе — совместно участниками конфликта и соответствующим госорганом.

  • Постоянно действующий трудовой арбитраж:
  • может создаваться 3-сторонней комиссией, регулирующей социально-трудовые отношения;
  • разрешает споры, передаваемые на рассмотрение на основании соглашения сторон (ч. 1 ст. 404 Трудового кодекса Российской Федерации).

Минтрудом РФ 14.08.2002 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (далее — Рекомендации), в которых, однако, под арбитражем понимается орган по рассмотрению споров, создаваемый временно (п. 2 Рекомендаций). Особенность трудового арбитража в том, что он не является обязательной инстанцией при рассмотрении разногласий.

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж - функции постоянно действующего органа

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 404 ТК РФ Главы 61 «Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 404 ТК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Источник: http://FinansovyeSovety.ru/statya404-tk-rf/

Российский юрист
Добавить комментарий