Субъекты авторских прав – характеристика и особенности

Характеристика авторского права и его особенности

Субъекты авторских прав - характеристика и особенности

Каждый пользователь может быть уверен, что государство защищает любые его интересы. Те граждане, которые заняты интеллектуальным или творческим трудом, в любой момент могут подтвердить и оформить свои исключительные права на результат работы, тем самым приобретая право авторства.

Регистрация авторских прав являет собой довольно сложную и запутанную процедуру. Однако учитывая все особенности данного типа правоотношений, не стоит затягивать данный процесс.

Авторское право (если это не личные неимущественные права автора) может стать одним из источников пассивного дохода, и изобретатель, в отношении которого оно установлено будет на протяжении длительного временного отрезка получать прибыль от своего творения, конечно же, при условии, что оно пользуется спросом.

Право авторства: особенности

В законодательных нормативах авторское право выступает в качестве свода норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, тесно связанные с созданием и дальнейшим использованием различных произведений в области живописи, литературы и науки. По сути, любые результаты интеллектуального труда будут представлять собой объект авторского права.

Авторское право возникает на все виды деятельности человека, и нуждается в тщательной охране.

Первоначальным субъектом авторства на изобретение будет выступать тот пользователь, который создал определенное творение. Именно ему на первом этапе будут принадлежать все личностные и имущественные права на плоды творчества.

Кроме того, к субъектам могут быть отнесены и другие лица (организации), которым авторство перешло в результате определенных действий.

 Однако, если право авторства было перенесено на другого пользователя по закону, или по условиям договоренностей, такие субъекты авторского права будут определены в качестве правообладателей. Среди них могут быть:

  1. Организационные структуры, приобретающие права авторов на дальнейшее использование и распоряжение произведением. Они выплачивают авторское вознаграждение создателю контента.
  2. Если творение было создано в результате исполнения пользователем своих служебных функций и обязанностей, тогда касательно исключительных прав на его использование будут установлена передача прав на произведение авторского права в пользу работодателя, который в дальнейшем станет правообладателем касательно конкретного объекта. И отчуждение авторского права будет произведено в кратчайшие сроки.
  3. В некоторых ситуациях с человек подписывается договоренность на создание определенного творения, за что он получит авторское вознаграждение. Как правило, в соглашении указывается тематика творения, и ключевые параметры. После того, как исполнитель тщательно исполнит все условия договоренностей, право на обладание результатом работы будет принадлежать заказчику. Тем не менее, неимущественные авторские права возникнут с момента создания творения и будут принадлежать автору.
  4. После смерти автора все его имущественные ценности, включая права авторов и авторское вознаграждение, будут переданы наследникам. Однако, в случае возникновения права на обладание и распоряжение творением в данной ситуации будет установлены определенные временные рамки (срок действия авторского права будет равен 70 лет после смерти правообладателя, при условии, что он оплатил все авторские отчисления).

В последнее время в России стали пользоваться значительным спросом еще одни довольно специфические субъекты авторского права.

Речь идет об организациях (агентство по авторским правам Израиля и прочих государств), основная задача которых состоит в управлении имущественными правами авторов произведений.

Данная практика пришла к нам из Западной Европы и США, где такие структуры, выплачивающие авторское вознаграждение, чрезвычайно распространены. Одной из самых старых структур тут будет израильское агентство, имеющее великолепную репутацию.

Что же касается объективной стороны вопроса, то объекты авторского права — это все плоды творческой или интеллектуальной работы.

Законодатель посредством ст.1259 ГК РФ устанавливает ограничение, по которому авторство будет распространено на те произведения (опубликованные или нет), которые существуют в объективной форме.

Говоря о том, как получить права, нужно упомянуть, что объекты права можно распределить на несколько категорий:

  • устные формы, где в качестве составляющих любые публичные выступления и исполнения;
  • письменная форма, сюда относят рукописный или машинописный варианты произведения, нотная запись и многое другое;
  • графическая, представленная различными изображениями, фотоснимками, чертежами на изобретение и план-схемами, кинокадрами и т.д.;
  • звуко- и видеозаписи;
  • объёмно-пространственная форма, в данную группу чаще всего включают те творения, имеющие монументальный характер (скульптурные композиции, модели и макеты, различные сооружения и многое другое).

В качестве непосредственных объектов защиты авторского права могут быть представлены:

  • литературные (стихотворение, роман, повесть), музыкальные и хореографические произведения;
  • предметы изобразительного искусства, архитектуры, садово-паркового искусства, и т.д.;
  • произведения аудио и видеовизуального характера;
  • фотоснимки, различные изображения, географические и геологические карты и схемы на изобретение;
  • произведения производного жанра, представленные различными переработками, переводами, аранжировками и т.д., авторское право на перевод тоже нужно будет зафиксировать, как и патент на изобретение;
  • энциклопедические и справочные сборники, программы ЭВМ, технологические наработки, на которые выдана лицензия.

Вместе с тем, некоторые творения не могут быть признаны, как интеллектуальная собственность.

Законодатель утверждает ограничения на государственные знаки и символы, различные официальные документы, фольклорные творения, касательно каких невозможно установить первоначальный источник, новостные публикации общедоступного характера (если они не прошли лицензирование) и т.д.

Кроме того, право авторства не может быть определено касательно концептуальных идей, принципов, фактов и открытий, то есть всех элементов, которые длительный временной промежуток находятся в общедоступном обращении. Более детально данный вопрос может разобрать только опытный адвокат по авторскому праву.

Законодательная основа

Все тонкости, затрагивающие полученное авторское право и регламентацию всех инструментов в данной сфере, связанных с копирайтом, исходят из нормативной документации, международных соглашений и деловых подходов в данном вопросе.

Отметим, что в России отсутствует государственная регистрация авторства, что, впрочем, совершенно не мешает пользователям эффективно защищать свои интересы.

Согласно действительным нормам об авторском праве и смежных правах, закрепление права авторства за конкретным объектом являющимся плодом длительной интеллектуальной или творческой занятости будет происходить в тех организациях и структурах, которые уполномочены заниматься данными вопросами. Подробный процесс защиты авторского права мы рассматриваем здесь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что предварительно нужно будет предоставить достаточно весомую аргументацию, и установить на официальном уровне, что рассматриваемые объекты действительно принадлежат пользователю, и имущественные права авторов возникли не случайным образом.

Среди ключевых источников, определяющих текущее положение авторского права на дизайн и прочие виды учебных материалов в России можно назвать:

  1. Бернская конвенция от 1886 года, устанавливающая права для создателей и правообладателей произведений литературного или художественного характера.
  2. Рекомендации Конвенции ВОИС от 14.07.1967 года, в которой авторские и смежные права изучены более детально.

Источник: https://PoZakony.su/avtorskoe-pravo/harakteristika-avtorskogo-prava-ego-osobennosti/

Объекты и субъекты авторского права :

Субъекты авторских прав - характеристика и особенности

В российском законодательстве содержатся представленные в самом широком спектре положения, касающиеся защиты авторских прав.

Понятийный аппарат соответствующих правовых актов также достаточно разнообразен. В частности, термины «субъект» и «объект» авторского права в законах РФ изложены в достаточной мере подробно.

Какова специфика российской правовой системы в части защиты продуктов интеллектуального труда?

Что такое авторское право?

Прежде чем исследовать, какими особенностями характеризуются субъекты авторского права, изучим подробнее сущность изучаемой нами правовой категории.

Каковы точки зрения экспертов, касающиеся данного вопроса? Дело в том, что термин «авторское право» будет трактоваться тем или иным образом в зависимости от того, в каком числе используется.

Что это значит? В российской юридической практике, как правило, рассматриваемый термин применяется во множественном числе — как «авторские права».

В этом случае его значение можно интерпретировать как гарантированные законом механизмы защиты того или иного произведения, ставшего продуктом интеллектуального труда.

В свою очередь, если словосочетание «авторское право» употребляется в единственном числе, то трактовать его следует как термин, обозначающий некий самостоятельный юридический институт (по аналогии, к примеру, с трудовым или административным правом), или же как пример одного из многих гарантированных законом прав, которыми обладают авторы продуктов интеллектуального труда. Например, исключительного права. Но не только его. В законодательстве РФ предусмотрен, не считая исключительного, следующий спектр прав:

  • на авторское имя;
  • на неприкосновенность продукта интеллектуального труда;
  • на обнародование творческого произведения;
  • собственно на авторство.

Также в ГК РФ предусмотрены основания для возникновения у автора продуктов интеллектуального труда дополнительных прав, например, связанных с получением вознаграждения.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности.

Базовыми считаются две — право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права.

Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным. А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта.

То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире.

В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав — в форме неотчуждаемых и исключительных.

На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений.

Достаточно распространенный сценарий — когда обладатель неотчуждаемого права — автор, а исключительного — субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные — принадлежать изготовителю.

Объекты авторских прав

Теперь мы можем изучить специфику, которой характеризуются субъекты и объекты авторских прав. Начнем с элементов второго типа.

К объектам авторских прав относятся те самые продукты творческого труда, созданные в единоличном порядке неким талантливым человеком.

ГК РФ предусматривает следующий их спектр: литературные произведения, сценарии, хореографические постановки, песни, видеоролики, живопись, декоративно-прикладное творчество, фото, карты, а также иные произведения.

То есть Кодекс так или иначе содержит список продуктов интеллектуального труда, подлежащих защите в рамках авторского права. Можно отметить интересный факт: касательно компьютерных программ законодательством РФ, как отмечают многие эксперты, пока что не предусмотрено отдельной катег&#x43

Источник: https://BusinessMan.ru/new-obekty-i-subekty-avtorskogo-prava.html

Субъекты и объекты авторского права

Субъекты авторских прав - характеристика и особенности

Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.

При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.

Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:

Определение 1

В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.

Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.

При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:

  1. Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
  2. Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
  3. Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.

Соавторы как субъекты авторских прав

На практике зачастую имеет место ситуация, при которой научное произведение или произведение искусства одновременно создается творческим трудом нескольких лиц. Подобное объединение усилий авторов, в результате которого произведение может составлять единое целое либо состоять из частей получило название соавторства.

Соавторы закономерно признаются в качестве субъектов авторских прав, а объем их правомочий может различаться и в зависимости от совокупности факторов, составляет следующие формы соавторства

  • Раздельное соавторство, при котором произведение состоит из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. При такой ситуации, автор части произведения, созданного коллективно, приобретает авторские права на соответствующую часть и может использовать ее отдельно от других, если иное не предусмотрено соглашением;
  • Нераздельное соавторство – когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Особенностью правового положения субъектов данного вида соавторства выступает то, что при создании подобного неразрывного произведения ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения другим соавторам.

Замечание 1

Еще одной особенностью прав соавторов, как субъектов авторского права, выступает то, что каждый из них может самостоятельно принимать меры к защите своих прав (в том числе в ситуации нераздельного соавторства).

Объекты авторских прав

Как было отмечено выше, еще одним важнейшим признаков авторского права выступают его объекты:

Определение 2

Объект авторского права – самостоятельное произведение, выраженное в объективной, доступной для восприятия форме, в том числе: в письменной, устной, в форме звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственного объекта, и т. д.

При этом на законодательном уровне прямо определяется перечень объектов, не относящихся к числу объектов авторского права:

  • Официальные документы, включая нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также их официальные переводы;
  • Государственная символика, денежные знаки;
  • Фольклорные произведения – то есть не имеющие автора произведения народного творчества;
  • Информационные сообщения о событиях и фактах, в том числе в периодических средствах массовой информации.

В свою очередь, в числе объектов, относящихся к числу объектов авторского права могут быть отнесены разнообразные произведения науки, литературы и искусства независимо от их содержания и назначения, включая литературные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения (как с текстом, так и без), аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, градостроительства, включая проекты, чертежи, макеты, и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/subekty_i_obekty_avtorskogo_prava/

Российский юрист
Добавить комментарий