Срок проведения выездной налоговой проверки

Содержание
  1. Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме
  2. Критерии отбора
  3. Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
  4. Порядок проведения выездной налоговой проверки
  5. Сроки выездной налоговой проверки
  6. Как действовать налогоплательщику
  7. Порядок и срок проведения выездной налоговой проверки :
  8. Наличие ограничений
  9. Допустимые сроки
  10. Порядок проведения
  11. Виды проверок
  12. Написание справки о проверке
  13. Оформление результатов
  14. акта
  15. Подписание акта
  16. Вручение акта
  17. Действия проверяемого по факту получения акта
  18. Принятие итогового решения
  19. Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки
  20. Продление проверки
  21. Приостановление проверки
  22. Проверка филиалов и представительств
  23. Срок проведения проверки
  24. Срок проведения выездной налоговой проверки
  25. Каковы причины продления сроков?
  26. Другие процедуры, возможные при проверке
  27. Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок
  28. Сколько длится выездная налоговая проверка?
  29. Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?
  30. Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Срок проведения выездной налоговой проверки

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Порядок и срок проведения выездной налоговой проверки :

Срок проведения выездной налоговой проверки

Налоговая проверка с выездом производится налоговиками обычно по месту нахождения проверяемой организации. Для ее осуществления необходимо решение о проведении. В этом документе определяется наименование предприятия, в отношении которого будет проводиться проверка (наименование указывается полное и сокращенное по Уставу; фамилия, имя отчество полностью).

Кроме того, четко оговаривается предмет проверки, который состоит, как правило, в правильности начисления и уплаты налоговых сборов.

Также указывается период, за который будет осуществляться проверка и состав проверяющих. Решение выносится и подписывается руководителем и заверяется с помощью печати налогового органа.

Сроки проведения выездной налоговой проверки будут рассмотрены в данной статье.

Наличие ограничений

Налоговым законодательством нашей страны определены ограничения для налоговиков, которые действуют в связи с осуществлением выездных налоговых проверок.

Всего существует несколько таких ограничивающих факторов:

1. Проверка проводится по месту расположения проверяемой организации.

В случае если у налогоплательщика нет возможности предоставить проверяющим помещение, выездная проверка может быть проведена по месту расположения налогового органа.

Также выездные налоговые проверки могут проводиться по месту нахождения центрального офиса, а не основного производства или отдельных цехов проверяемой организации.

2. Закон запрещает проводить две или большее количество проверок по одноименному предмету за один и тот же период.

3. Запрещено проводить выездную проверку более чем два раза за календарный год в одной и той же проверяемой организации. Если, конечно, речь не идет о нестандартной ситуации, когда принимается решение о том, что существует объективная необходимость в проведении такой проверки более 2 раз.

4. Запрещено требовать для проверки документы, срок давности которых превышает три предшествовавших календарных периода.

5. Период, в который осуществляется проверка, не может составлять по длительности более двух месяцев.

Впрочем, при определенных обстоятельствах срок проведения выездной внеплановой проверки продлевается и может достигать четырех месяцев, а в нестандартных ситуациях срок может быть продлен до шести месяцев.

Положения, при каких обстоятельствах это возможно, строго регламентированы законом и должны соблюдаться налоговыми службами.

6. Проверка не может осуществляться единственно с целью контроля над соответствием примененных в контролируемых сделках цен рыночным ценам. Существуют определенные порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок.

При проведении проверок установлены следующие ограничения в отношении самостоятельных проверок в филиалах или представительствах:

– запрещено выезжать на проверки в филиалы или представительства два и более раза по одному и тому же предмету за тот же период;

– проведение в одном и том же филиале или представительстве организации более двух выездных проверок, пока длится один календарный период, запрещено.

Допустимые сроки

По существующим ныне правилам выездная проверка предприятия не может проводиться в срок, превышающий два месяца. Первым днем исчисления этого периода считается день, когда налоговый орган вынес решение начать налоговую проверку, а последним днем считается дата составления инспектором справки о проведении проверки.

Но по особому решению руководителя УФНС в определенном субъекте Российской Федерации срок выездных проверок может продляться до четырех месяцев, а в исключительных ситуациях – до полугода.

Часто у налоговиков просят: “Укажите максимальный срок проведения выездной налоговой проверки”. Во многих случаях это сделать затруднительно, так как существует множество факторов, которые могут в каждом конкретном случае повлиять на ее продолжительность.

Перечень причин, которые позволяют продлевать сроки выездных проверок, следующий:

  • большое число документов, подлежащих поверке;
  • длительность периода, подлежащего проверке;
  • большое количество налогов, подлежащих проверке;
  • несвоевременное предоставление истребованных для проверки документов проверяемой организацией;
  • наличие обособленных подразделений.

В соответствии с решением руководителя ИФНС проведение проверки могут приостановить в следующих случаях:

  • для истребования у контрагентов и других лиц документов или информации о той организации, которая проходит проверку;
  • при проведении экспертизы, к примеру, документов;
  • для истребования информации от иностранного государственного органа в пределах международных договоров РФ;
  • для того чтобы перевести на русский язык проверяемые документы, если они составлены на другом языке.

Порядок проведения и сроки выездной налоговой проверк и в 2016 году и в нынешнем 2017 году осуществлялись на основании НК РФ от 25.07.2013.

В то время, когда проверка приостановлена, инспектор не имеет права требовать от предприятия предоставления документов. А также он не может производить каких-либо действий на ее территории или в помещениях. Документы, которые были истребованы ИФНС, до того как была приостановлена проверка, необходимо предоставить в срок, который содержится в требовании.

Принимать решение о приостановлении выездной проверки налоговая служба может неоднократно. При этом общее время приостановления выездной проверки, имеющее под собой любые основания, не может превышать шестимесячный срок.

Таким образом, предельный срок проведения выездной налоговой проверки предприятия, учитывая сроки продления и приостановления, не может превышать 12 месяцев.

Порядок проведения

Инспекторы налоговых служб имеют в своем арсенале два метода проведения выездных проверок: сплошной и выборочный.

Чаще инспекторы используют сплошной метод проверки, так как решения, принятые на основании проведения выборочных проверок, нередко признаются недействительными.

При применении сплошного метода инспекторы имеют право затребовать все документы организации, за те периоды, которые охватывает проверка: первичную документацию, кассовую книгу, книгу покупок, книгу продаж, журналы регистрации счетов-фактур, учета доходов и расходов и т. д.

При этом им следует уложиться в общий срок проведения выездной налоговой проверки.

В частности, налоговики проверяют, ведет ли налогоплательщик учет, наличие документов, предусмотренных законодательством, фактическое представление отчетности в налоговый орган.

Инспектор при проведении проверки обязан установить, правильно ли выбран в соответствии с видом деятельности режим налогообложения, фактические обстоятельства, с которыми связана обязанность по уплате налогов, соблюдает ли налогоплательщик требования закона о налоговых сборах.

Инспектор вправе истребовать любые дополнительные документы и пояснения, которые касаются предмета проверки. Кроме того, налоговики имеют право обращаться к сторонним организациям и контрагентам для осуществления запросов, касательно проверяемого налогоплательщика. Инспектор исследует:

  • Насколько правильно составлены документы, а также проверяет наличие в них установленных сведений.
  • Систематичность и полноту учета документов.
  • Соответствие налоговой базы, объектов налогообложения.
  • Достаточность и правильность исчисления налогов, а также своевременность и правильность их уплаты в соответствующие бюджеты.
  • Своевременность и достоверность отчетности, предоставленной в налоговые органы.

Анализ и сопоставление документов проводится и в том числе с теми документами, которые были запрошены у сторонних организаций и контрагентов. Проверяющие сличают записи, имеющиеся в первичных документах, с записями по бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, делают заключение о наличии или отсутствии налоговых нарушений. Если выявлено, что по факту нарушено законодательство, устанавливается событие и состав нарушения, формируется доказательственная база, начисляются пени.

При проведении данного мероприятия, как правило, документы берутся для проверки выборочно, с целью выявления систематических нарушений.

Выбор методики проведения проверки напрямую зависит от периода, который подлежит проверке, проверяемых налогов, количества проверяющих и объема деятельности предприятия.

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок должны обязательно соблюдаться.

Виды проверок

Видов проверок не очень много, они бывают комплексными и тематическими, а также плановыми и внеплановыми. Тематическая проверка нужна для анализа документов по одному налогу. Комплексная, соответственно, по нескольким видам налогов.

Как комплексная, так и тематическая проверка проводится при помощи сплошного или выборочного метода. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок каждого вида, зависит, прежде всего, от величины предприятия и объема документации, которую нужно пересмотреть.

Для мелких предприятий она может составить 5 рабочих дней, для крупных – от 15 рабочих дней. Поводом для внеплановых выездных проверок могут стать выявление нарушения налогоплательщиком законодательства по части денежных операций, постановление суда, объявление компании о банкротстве.

Важно знать, что любые проводятся на основе утвержденного решения налоговой службы и с обязательным составлением акта по ее завершении.

Написание справки о проверке

В завершающий день инспектор готовит справку о данной проверке, в которой отражаются сроки проведения проверки и ее предмет. Инспектор вручает экземпляр справки налогоплательщику или его представителю. Фактическое окончание налоговой проверки удостоверяется при помощи данной справки. Дата составления справки должна совпадать с фактическим окончанием проверки.

Но дата вручения справки представителю поверяемой организации может отличаться от дня ее составления, что не отменяет дату окончания проверки. Справку подписывают все уполномоченные на то лица. После того как справка о проведении проверки составлена и подписана, все мероприятия по ней прекращаются.

Можно уточнить у налоговых органов, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок.

Оформление результатов

НК устанавливает правила, по которым результаты выездных проверок должны быть оформлены. Факта установления налогового правонарушения недостаточно, его нужно правильно оформить. Инспектор по истечении 2 мес.

от составления справки должен предоставить акт налоговой проверки, в котором фиксирует все данные по ней (это касается и выявленных нарушений и той ситуации, когда таковых не обнаружено). Если проверка проводилась в определенной группе налогоплательщиков, акт должен быть предоставлен по истечении 3 мес.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки мы рассмотрели выше.

акта

У акта, как и у любого документа подобного рода, имеется своя установленная законом форма, он должен составляться в соответствии с ней. Требований к оформлению этого документа несколько.

В первую очередь, он должен быть составлен в документарном виде, на русском языке со сквозной нумерацией страниц. В акте не должно быть помарок, исправлений и подчисток.

Использование при составлении акта аббревиатур и сокращений допускается только с расшифровкой при первом употреблении в тексте.

В акте должны быть отражены в систематизированном виде все обнаруженные и документально подтвержденные фактические нарушения налогового законодательства, а также иные обстоятельства (или их отсутствие), обнаруженные в процессе проверки. Также важно соблюдать по НК сроки проведения выездной налоговой проверки.

Документ должен иметь ссылки на статьи налогового кодекса, которые предусматривают ответственность за обнаруженные правонарушения. Также в акте отражаются выводы и предложения инспектора, связанные с устранением нарушений.

В акте не должно отражаться субъективных предположений и мнений должностных лиц, не имеющих под собой достаточных оснований. Акт всегда содержит три части: вводную, описательную и итоговую. Неотъемлемую часть акта составляют приложения.

На усмотрение инспектора приложение может быть оформлено, как пояснение к тексту акта. В них могут быть отражены расчеты различного рода и подробные данные по каждому нарушению. Приложения – это неотъемлемая часть акта, и подписываются они наряду с ним.

В обязательном порядке инспектор прикладывает к акту документы, подтверждающие выявленные нарушения (копии документов, протоколы опроса свидетелей, ответы контрагентов и т. д.).

Подписание акта

По факту составления акт подписывается лицами, ответственными за проведение проверки, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась (это может быть и его представитель).

При проведении проверки группы компаний акт подписывают представители всех налогоплательщиков.

Напомним, максимально оговоренный законодательством срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется 12 месяцами.

Вручение акта

Должным образом оформленный и подписанный акт проверки передается под расписку в течение пяти суток с момента составления. Акт может быть выслан по почте (что чаще всего и происходит) с уведомлением. Если проверяли консолидированную группу, акт в течение десяти дней должен быть вручен каждому ответственному представителю этой группы.

При этом обязательно учитывается максимальный срок проведения выездной налоговой проверки.

Действия проверяемого по факту получения акта

В случае, если налогоплательщик имеет возражения по поводу изложенных в акте выводов, не согласен с применяемыми к нему мерами воздействия, он имеет право в течении двух недель со дня получения акта представить свои возражения письменно в налоговый орган, который занимался проверкой.

При этом он вправе подтвердить свои возражения документально, приложив соответствующие документы и справки к заявлению. Если таковые возражения имеются у налогоплательщиков консолидированной группы, то они имеют право предоставить их в налоговый орган в течение месяца с момента получения акта.

Ведь срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца.

Принятие итогового решения

В результате проведенной проверки и рассмотрения ее материалов руководитель выносит решение. Решение может содержать положения о привлечении налогоплательщика или нескольких лиц к ответственности за совершение нарушения.

Если правонарушений обнаружено не было, то решение содержит отказ в привлечении к ответственности, соответственно, в таком документе отсутствует и штраф, однако возможно начисление налогов и пеней.

Решение по итогам проведенной проверки подписывает тот руководитель, который занимался непосредственным рассмотрением материалов проверки.

Мы рассмотрели срок проведения выездной налоговой проверки.

Источник: https://BusinessMan.ru/poryadok-i-srok-provedeniya-vyiezdnoy-nalogovoy-proverki.html

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев.

Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов.

В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.

В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395.

Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации.

Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет.

Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов).

Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации.

Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г.

№ А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ).

В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г.

№ 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г.

№ Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства.

Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г.

№ Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kakoj_maximalnij_srok_provedenija_vyezdnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-301

Срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки

Знание своих прав при взаимодействии с контролирующими инстанциями, включая фискальные органы, является прекрасной профилактикой различных злоупотреблений. Причём это справедливо в отношении любого проверяемого субъекта.

Итак, срок проведения выездной налоговой проверки начинает отсчитываться с той даты, когда было принято решение по поводу её назначения. Заканчивается же всё днём выдачи справки о завершении соответствующей процедуры. Описанное непосредственно зафиксировано в законодательстве (статья 89 НК РФ).

Учтите, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен быть больше 2 месяцев. Однако, и это как всегда, данное правило имеет свои исключения.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки может быть и год.

Каковы причины продления сроков?

По действующему законодательству ФНС РФ вправе неоднократно продлевать срок проведения проверки до 4 месяцев, а в отдельных, исключительных ситуациях – и до 6. Однако для этого должны быть основания:

  1. Организация относится к крупнейшим. Учтите, что данное понятие в рамках налогового законодательства не раскрыто. Но существуют определённые критерии соотнесения, которые постоянно корректируются.
  2. Непредвиденные обстоятельства. Если срок выездной налоговой проверки продлевают на подобном основании, то в документе должны указать конкретное обстоятельство или же детально зафиксировать саму ситуацию. Часто идут отсылки на другие официальные бумаги (протоколы, отчёты, акты, прочее).
  3. Подозрения, что фирма совершила налоговое правонарушение. Если проверяющему органу не хватает доказательств, он вправе продлить выездную налоговую проверку до максимального срока.
  4. Наличие подразделения, филиала и других структурно обособленных единиц в составе конкретного юрлица. В этом случае соответствующее решение нужно разослать территориальным представительствам ФНС РФ.
  5. Отсутствие необходимых документов. Если организация не предоставила или же предоставила несвоевременно данные, которые необходимы для проверки конкретных данных, то сроки проведения налоговой проверки почти всегда продлеваются.

Как можно увидеть, речь идёт о конкретных факторах. Правда, их трактовка далеко не всегда понятна пользователям. Специалисты советуют больше обращать внимание на то, что планирование налогов и соответствующая оптимизация могут стать сигналом для ФНС РФ о том, что проверку надо проводить более тщательно. Они нередко указывают на нарушения, хотя сами по себе вполне законны.

Компании часто начинают фальсифицировать документы. Они злоупотребляют своими правами и вносят заведомо ложные сведения в налоговые декларации. Последнее же влечёт за собой уголовную ответственность. Указания на подобные нарушения проверяющие органы и ищут.

Важно понимать, что увеличение срока проведения выездной проверки всегда должно быть обосновано и мотивированно. Текущее законодательство предписывает налоговой службе учитывать и другие нюансы при принятии подобного решения. В частности, речь идёт о вопросах:

  • сложности производственного процесса;
  • объёмов изучаемой документации;
  • длительности того периода, который подлежит проверке;
  • разветвлённости хозяйственной и организационной структуры предприятия;
  • общего числа всех охваченных юрлицом видов деятельности;
  • количества налогов, которые нужно изучить.

Инспекции ничто не мешает учитывать и другие нюансы в процессе принятия решения. Это зафиксировано в Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 года.

В указанном подзаконном нормативно-правовом акте также предусмотрен конкретный порядок продления сроков выездных налоговых проверок.

Инспектор должен подать запрос руководителю или же его заму вышестоящего в рамках структуры ФНС органа. Дальше уже будет приниматься решение об удовлетворении или же об отказе в продлении.

Другие процедуры, возможные при проверке

Следует заметить, что любые действия фискальных органов можно оспорить в суде, если юридическое лицо обоснованно считает, что его права не соблюдаются.

В частности, если никаких признаков нарушений со стороны проверяемого лица не было, все документы по запросу инспектора предоставлялись в срок, то законных (обоснованных) оснований для продления срока выездной налоговой проверки нет, но он всё равно увеличен. В российской правоприменительной практике известны случаи, когда суды становились на сторону предпринимателей.

Чтобы разобраться в законной подоплёке происходящего, нужно учитывать, на что конкретно опираются сами налоговые органы во время подобных проверок. Это:

  1. НК РФ. При взаимоотношении с ФНС РФ – основной закон. Если между ним и остальными подзаконными нормативно-правовыми актами возникают противоречия, то в первую очередь стоит обращаться к кодексу. По аналогичному принципу действуют и тогда, когда появляется коллизия между профильным и непрофильным законами. В таком случае решающую силу имеет узкоспециализированный по отношению к данной сфере НК РФ.

Источник: http://nalog-blog.ru/vyezdnaya/srok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/sroki-provedeniya-kameralnoj-i-vyezdnoj-nalogovykh-proverok.html

Российский юрист
Добавить комментарий