8(800)350-83-64

Разъяснения ФНС по вопросам, возникающим при выездных проверках

Содержание

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Разъяснения ФНС по вопросам, возникающим при выездных проверках

Статья налогового адвоката Тылика Павла

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2018 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2018: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно.

В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы.

Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе.

Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий.

Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания.

Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами.

Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников.

Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта.

Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху.

Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее.

Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2018 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги.

Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса.

Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты.

У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Источник: http://nalog-blog.ru/vyezdnaya/dolzhna-li-ifns-preduprezhdat-o-proverke/

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

Разъяснения ФНС по вопросам, возникающим при выездных проверках

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов “старше 3 лет”».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Спорные моменты налоговых проверок: разъяснения Федеральной налоговой службы

Разъяснения ФНС по вопросам, возникающим при выездных проверках

В одном из пунктов комментируемого письма рассмотрена следующая ситуация. Инспекторы провели проверку и по ее результатам начислили дополнительные налоги, а также пени и штрафы. При этом контролеры заподозрили, что у налогоплательщика есть намерение избавиться от активов, чтобы не исполнить решение по проверке.

В таком случае сотрудники ИФНС вправе принять обеспечительные меры, в частности, запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог имущество без согласия налогового органа. Об этом говорится в пункте 10 статьи 101 НК РФ. Но из текста данной нормы не понятно, распространяется ли она на имущество, которое налогоплательщик уже передал в залог.

На первый взгляд может показаться, что не распространяется, ведь запрет на отчуждение заложенного имущества нарушил бы права залогодержателя. Действительно, залогодержатель является по отношению к залогодателю кредитором.

И в случае, если залогодатель не вернет кредит, заложенное имущество должно перейти к залогодержателю в счет погашения долга. Но этого не произойдет, если налоговики запретят залогодателю отчуждать имущество.

В результате кредитор не сможет получить обратно свои деньги.

Однако, специалисты ФНС полагают, что принятие обеспечительных мер в отношении заложенного имущества не противоречит закону. Основной аргумент такой: Налоговый кодекс не делает исключения для случая, когда имущество уже было заложено. Значит, в отношении такого имущества также можно принимать обеспечительные меры.

Судьи согласны с налоговиками.

Так, коммерческий банк, у которого в залоге находилось имущество налогоплательщика, обратился в арбитражный суд, потому что из-за принятия налоговиками обеспечительных мер права банка оказались нарушенными. Но судебные инстанции не поддержали залогодержателя и подтвердили, что действия инспекторов законны (постановление ФАС Уральского округа от 22.05.12 № Ф09-3799/2012).

Налоговики могут произвести выемку документов даже после окончания выездной проверки

Налоговый кодекс предоставляет инспекторам право на принудительное изъятие документов налогоплательщика. Причем из пункта 1 статьи 94 НК РФ следует, что такое изъятие допускается в рамках проведения выездной проверки. Но авторы комментируемого письма дали расширительное толкование этой нормы, и разрешили производить выемку не только во время проверки, но и после ее окончания.

Данный вывод чиновников основан на решениях судов. В одном из споров была рассмотрена ситуация, когда компания представила для проверки копии документов, подтверждающих расходы.

Так как копии были плохо читаемы, к тому же налогоплательщик предъявил их слишком поздно, инспекторы решили, что затраты не подтверждены, и доначислили налог на прибыль.

Но Высший арбитражный суд с такой позицией не согласился и указал: прежде, чем аннулировать затраты, инспекторам следует произвести выемку подлинников документов. При этом не имеет значение, завершена проверка или нет (постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.12 № 16282/11).

В другом судебном решении, на которое также ссылаются чиновники из ФНС, говорится о выемке документов, произведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Такие мероприятия были назначены после составления акта по результатам выездной проверки. А причиной выемки послужила необходимость провести почерковедческую экспертизу.

Судьи признали, что при таких обстоятельствах выемка документов является законной (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.12 № Ф08-8466/2011).

Откладывание принятия решения по проверке не является безусловным основанием для отмены решения

В Налоговом кодексе назван срок, в течение которого инспекция должна вынести решение по результатам проверки. Отсчитывается он с момента, когда налогоплательщик получил акт, где зафиксированы выявленные нарушения.

Следующие 15 дней (для консолидированной группы — 30 дней) отводятся для того, чтобы налогоплательщик смог представить свои возражения. Как только это время истекает, налоговики получают 10 дней для подготовки и принятия решения.

Этот срок можно продлить, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Следует ли из данной нормы, что налоговики, во что бы то ни стало, обязаны соблюдать срок для вынесения решения по проверке? ФНС разъяснила, что превышение указанного срока само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, поэтому не может служить безусловным основанием для отмены решения, вынесенного по итогам проверки.

И все же специалисты ФНС не советуют инспекторам продлевать срок рассмотрения материалов проверки до бесконечности, особенно если продление вызвано неявкой налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Для такого случая предусмотрен иной порядок действий.

Во-первых, вместе с актом по результатам проверки сотрудники ИФНС должны вручить налогоплательщику уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Во-вторых, при уклонении налогоплательщика от получения этих документов, инспекторам полагается составить специальный акт воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа.

В-третьих, налоговики должны оформить протокол об административном правонарушении по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонения от таких проверок (ст. 19.4.1 КоАП РФ*).

При проверке рыночных цен нельзя использовать доходный метод оценки

При проверке сделок с участием взаимозависимых лиц, заключенных в 2011 году и ранее, инспекторы руководствуются статьей 40 НК РФ.

Эту же норму налоговики применяют при проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым были определены по состоянию на 1 января 2012 года (подробнее об этом в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

В статье 40 Налогового кодекса, в числе прочего, говорится о методах определения рыночных цен. Так, если на рынке есть сделки с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами, то нужно ориентироваться на цену этих товаров. Если же идентичная продукция на рынке не представлена, то следует применять метод последующей реализации, либо затратный метод.

На практике, проверяя цены по сделке, инспекторы нередко привлекают независимых оценщиков. Свою работу оценщики выполняют в соответствии с Федеральным стандартом оценки ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.07 № 256. В этом стандарте закреплено, что оценщик обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы.

Судьи Высшего арбитражного суда высказали мнение, что результаты оценки, проведенной при помощи доходного метода, нельзя учитывать для целей налогообложения.

Причина в том, что доходный метод не отвечает требованиям статьи 40 НК РФ.

Если же оценщики применяют затратный или сравнительный подходы, результаты такой оценки можно использовать при налоговой проверке (определение ВАС РФ от 24.10.12 № ВАС-13747/12).

Чиновники из ФНС рекомендуют инспекторам прислушаться к выводам судей и не использовать при проверке результаты оценки, проведенной при помощи доходного метода.

Что касается налогоплательщиков, то им можно дать следующий совет: если в материалах проверки есть отчет оценщика, составленный с применением доходного метода, решение по проверке можно смело оспаривать в суде. Вероятность победы при таких обстоятельствах очень высока.

* Размер штрафа по статье 19.4.1 КоАП РФ составляет для должностных лиц и ИП — от 2 000 руб. до 4 000 руб., для юридических лиц — от 5 000 руб. до 10 000 руб. Если действия налогоплательщика повлекли за собой невозможность проведения или завершения проверки, то размер штрафа составит для должностных лиц и ИП — от 5 000 руб. до 10 000 руб., для юридических лиц — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/6/7470

Злободневные вопросы по проверкам: разъяснения ФНС России

Разъяснения ФНС по вопросам, возникающим при выездных проверках

Федеральная налоговая служба дала разъяснения территориальным налоговым инспекциям относительно некоторых нюансов проведения налоговых проверок (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

Посмотрим, что же больше всего интересует инспекторов при проведении налоговых проверок и что думает по этому поводу ФНС России. Обращаем внимание, что в данном обзоре приводится исключительно позиция Федеральной налоговой службы, которой будут руководствоваться налоговые органы при проведении проверок.

Прекращение деятельности: организацию проверит нельзя, а предпринимателя можно

При ликвидации организации выездная налоговая проверка может быть проведена до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица, при этом можно проверить три предшествующих года. С момента ликвидации организации ее обязанности по уплате налогов прекращаются (п. 4 ст. 44 НК РФ).

При этом прекращение деятельности организации в результате реорганизации – совсем другое дело, в этом случае налоговики будут проводить проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

В отношении индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, ситуация иная: утрата статуса предпринимателя (и внесение соответствующей записи в ЕГРИП) не предусмотрена законом в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Иными словами физическое лицо как налогоплательщик может быть проверено в течении трех лет до даты принятия решения о проверки вне зависимости от того, обладало или нет оно статусом предпринимателя в проверяемый период.

Налоговики отмечают, что НК РФ не предусматривает напрямую способа извещения физического лица о начале проверки, но рекомендуют знакомить его с решением налогового органа о проведении выездной налоговой проверки стандартными путями: лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).

Как рассчитать сроки для «камералки»?

Как известно, камеральная налоговая проверка проводится на основе представленной налоговой декларации в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Инспекторы задаются вопросом, когда начинает течь этот срок, если декларация направлена по почте – с момента отправки декларации налогоплательщиком или с момента ее получения налоговиками?

Федеральная налоговая служба разъясняет, что камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

Поэтому начало течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации.

Поэтому в акте камеральной налоговой проверки налоговые органы не обязаны указывать в нем дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.

Кто проводит выездную проверку при миграции?

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится тем налоговым органом, где налогоплательщик (организация или предприниматель) состоит на учете, т.е. в инспекции по месту нахождения или проживания. С «переездом» на новый адрес меняется инспекция, которая впредь будет заниматься налогоплательщиков и контролировать его деятельность.

При изменении адреса местонахождения организации или смене жительства предпринимателя они подают соответствующее заявление, на основании которого вносятся изменения в ЕГРЮЛ (организации) или ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), при этом их дела передаются из одной инспекции в другую, а налогоплательщикам выдается соответствующее уведомление.

Налогоплательщик считается снятым с учета в одном налоговом органе и поставленным на учет в другом не с даты подачи заявления или фактической смены местонахождения либо получения уведомления об этом, а с даты внесения изменений в реестр, даже если физически этот процесс затягивается. Выездную налоговую проверку до этой даты назначает «старая» инспекция, после – «новая».

В частности, в отношении индивидуального предпринимателя эта позиция подкреплена определением ВАС РФ от 09.04.2012 № ВАС-3753/12.

Можно ли допросить работников во время приостановки проверки?

Как известно, во время приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также – любые действия на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Налоговики считают, что прямого запрета на проведение иных мероприятий налогового контроля нет, а потому в период приостановления проведения выездной налоговой проверки они вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа, включая и работников налогоплательщика.

Но есть и хорошая новость – ФНС России считает, что при проведении допроса может участвовать представитель налогоплательщика .

Нюансы истребования документов

Налоговики прояснили некоторые моменты истребования документов в ходе выездной и камеральной налоговых проверок.

Так, налогоплательщикам при передаче истребованных документов в инспекцию разрешено заверять не каждый лист многостраничного документа, а прошивать документ и заверять его в целом. В этом случае необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.), а также:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.
  • Наконец-то ФНС России признала, что нельзя истребовать у налогоплательщиков документы, не связанные с исчислением налогов, в частности отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

    В очередной раз Федеральная налоговая служба пояснила, что можно истребовать документы не только у налогоплательщика, но и у работника организации в порядке «встречной» проверки (ст. 93.1 НК РФ) и погрозила санкциями в случае неисполнения требования. Данная позиция налоговиков была подробно рассмотрена в статье «Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально».

    Еще один вопрос касался истребования документов от контрагентов налогоплательщика после окончания проверки. Сначала ФНС России пояснила, что вообще-то для истребования таких документов надо назначать дополнительные мероприятия налогового контроля.

    Но тут же развязала руки инспекторам, разъяснив, что получить истребовать документы от контрагентов можно и вне рамок проверки, если возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Если же налоговый орган обладает какой-либо информацией, полученной вне рамок конкретной проверки, ее можно использовать ее в рамках любой другой налоговой проверки.

    Еще раз налоговикам напомнили, что при камеральной проверке нельзя истребовать дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено законом (ст. 88 НК РФ), или если их необходимо представить вместе с декларацией.

    В частности, можно истребовать документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС, если в декларации заявлено право на возмещение налога, а также в случаях, когда налоговый орган выявил ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации (в том числе сведениям, имеющимся в инспекции).

    Без наличия указанных основания нельзя требовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всей «первички».

    Специально для банков, которые обязаны предоставлять ряд сведений по запросам налоговых органов в электронном виде в короткие сроки, было разъяснено, что делать при отсутствии технической возможности передать истребуемые документы или информацию (например, в связи со сбоем в программном обеспечении).

    Сначала налоговая служба отметила, что «бумажные» ответы не заменяют ответов в электронном виде, поскольку законодательство этого не предусматривает. Потом погрозила, что налоговики будут разбираться в степени вины банка в каждом конкретном случае.

    А напоследок порекомендовала незамедлительно сообщать в налоговый орган о таком факте и о причинах задержки, и все же представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

    Оформление актов и справок

    По окончании выездной налоговой проверки налогоплательщику выдается соответствующая справка, а результаты проверки отражаются в акте. При этом в нем, по мнению налоговиков, не обязательно давать подстрочные пояснения (разъясняющие положения в скобках), поскольку это не предусмотрено законом.

    Если после окончания проверки назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля, по их окончании не предусмотрено ни составление справки, ни оформление акта, главное – ознакомить налогоплательщика с результатами таких мероприятий (протоколами допроса свидетелей, заключением эксперта и т.п.).

    Как правильно рассмотреть материалы проверки?

    Все результаты контрольных мероприятий в ходе проведения как непосредственно выездной налоговой проверки, так и дополнительных мероприятий налогового контроля (при их назначении), рассматриваются инспекцией совместно с налогоплательщиком, а по итогам рассмотрения принимается соответствующее решение.

    При этом налогоплательщику дается время на изучение акта проверки и составление письменных возражений по ним (в общем случае – 15 рабочих дней согласно п. 6 ст. 100 НК РФ), которые налоговый орган принимает во внимание в процессе рассмотрения материалов проверки.

    Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, налогоплательщик также имеет право ознакомиться с ними и представить свои возражения.

    При этом НК РФ не устанавливает специальных сроков ни для ознакомления, ни для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам допмероприятий.

    Поэтому ФНС России рекомендует инспекциям определяться со сроками «с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем».

    В то же время Федеральная налоговая служба полагает, что в крайнем случае (видимо в отсутствие каких-либо значимых результатов) можно ознакомить налогоплательщика с результатами допмероприятий непосредственно на заседании и выслушать его устные пояснения.

    От себя добавим, что ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля только при рассмотрении материалов проверки или непосредственно перед ним, дает право налогоплательщику заявить письменное ходатайство (заявление) о переносе срока заседания для обеспечения возможности досконально ознакомиться с материалами и дать письменные пояснения.

    Заявить о переносе срока можно и по другим причинам. В частности, инспекциям рекомендуется переносить сроки рассмотрения материалов проверки, если поступило заявление, что руководитель болен.

    Однако при этом налоговикам надо обращать внимание на пресекательные сроки для принятия решения с учетом возможного продления (10 рабочих дней после истечения срока на представление письменных возражений плюс один месяц согласно п. 1 ст. 101 НК РФ).

    Заблокировать счет можно сразу после принятия решения

    ФНС России еще раз подтвердила, что принять обеспечительные меры, в частности, приостановить операции по счетам провинившегося налогоплательщика или наложить арест на имущество налогоплательщика и запретить его продажу, можно сразу после вынесения решения по итогам проверки, не дожидаясь его вступления в силу (п. 10 ст. 101 НК РФ).

    © «Экон-Профи»

    Пархачева М.А.
    член Научно-экспертного Совета при Палате налоговых консультантов России,

    руководитель Консалтинговой группы «Экон-Профи»

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    Источник: http://ppt.ru/news/111392

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.