Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Содержание
  1. Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями
  2. Состав преступления
  3. Квалифицирующие составы
  4. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
  5. Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями
  6. Резюме
  7. Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением
  8. Злоупотребление должностными полномочиями
  9. Объективная сторона нарушения
  10. Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями
  11. Уголовная ответственность
  12. Помощь при нарушении
  13. Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы
  14. Властные полномочия и их границы
  15. Когда полномочия превышены
  16. Заявление в прокуратуру
  17. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
  18. Субъектная и объектная сторона
  19. Категории злоупотребления должностными полномочиями
  20. Ответственность за злоупотребление полномочиями

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Закон запрещает должностным лицам использовать служебное положение для достижения личных целей. Если такой факт выявлен и доказан, нарушитель получит соответствующее наказание. Если проступок нанес вред частному или юридическому лицу, виновный понесет уголовную ответственность.

Для правильной квалификации злодеяния необходимо понимать, какие действия подпадают под злоупотребление должностными полномочиями. Попробуем в этом разобраться.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Состав преступления

Служебные полномочия – это права и обязанности, которые имеет человек в силу занимаемой должности.

Под злоупотреблением рабочими полномочиями понимают незаконные, не соответствующие интересам службы действия, входящие в круг служебных обязанностей виновника либо несовершение действий, которые он обязан был произвести согласно занимаемой должности.

Такое злоупотребление квалифицируется по ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Главный объект – нормальная работа публичного аппарата управления. Возможно наличие дополнительного объекта, который зависит от характера посягательства. Например, конституционные права и свободы граждан, интересы юридического лица, и т.п.

Объективная сторона злоупотребления выражается в:

  • использовании рабочего положения наперекор интересам службы;
  • возникновении общественно-опасных последствий в виде серьезного нарушения прописанных в законе прав и интересов других граждан или организаций;
  • причинно-следственной связи между незаконным использованием служебного статуса и негативными последствиями.

Злоупотребление должностным положением может проявляться в разнообразных формах, например:

  • нарушение финансовой дисциплины в организации;
  • использование целевых денежных поступлений не по назначению;
  • умышленный обман контролирующих госорганов;
  • продажа ценных вещей или сдача в аренду помещений, транспорта, техники по заведомо заниженной цене;
  • умышленное заключение убыточных договоров;
  • сокрытие хищений и недостач на рабочем месте;
  • сдача имущества в аренду без законных оснований;
  • бесплатная эксплуатация служебного транспорта, оборудования и помещений в личных целях.

Обратите внимание! Если противоправные действия злоумышленника находятся вне сферы его влияния и должностных обязанностей, они не считаются злоупотреблением служебным статусом.

Мотив злоупотребления – корысть или личный интерес. Корысть имеет место в случае, когда нарушитель желает завладеть чужими деньгами или ценными предметами либо освободиться от материальных обязательств.

Личная заинтересованность подразумевает выгоду неимущественного характера.

Она может быть обусловлена карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием получить ответную услугу, заручиться поддержкой важного человека, скрыть личный непрофессионализм.

Деяние совершается только по умыслу. Виновный понимает опасность своих действий и предвидит наступление негативных последствий. Он желает или сознательно допускает их.

Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий, глава муниципального образования.

Квалифицирующие составы

Статья 285 Уголовного кодекса РФ разделена на 3 части. Первая часть описывает «простое» злоупотребление служебными полномочиями, которое не содержит усиливающих вину злоумышленника обстоятельств.

Ч. 2 ст. 285 охватывает квалифицированные злодеяния, совершенные госслужащими федеральных или региональных ведомств либо главами органов местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 285 описан особо квалифицированный вид злоупотребления служебными полномочиями. Это совершение деяния, предусмотренного ч.1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Признак не имеет четкой расшифровки и носит оценочный характер. Его наличие определяет суд на основании обстоятельств конкретного дела.

Обратите внимание! Необходимо различать злоупотребление и превышение служебных полномочий. Это смежные, но не идентичные составы преступлений. В первом случае должностное лицо незаконно пользуется своими трудовыми правами. Во втором – злоумышленник совершает поступки, выходящие за границы его рабочей ответственности и полномочий.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Санкция зависит от степени тяжести совершенного проступка. Если злоупотребление подпадает под ч. 1 ст. 285 УК, нарушителю грозит:

  • до 6 месяцев ареста;
  • штраф в размере 100-200 МРОТ или в сумме 1-2-месячного заработка осужденного;
  • запрет на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 5 лет;
  • 4 года тюрьмы.

Если злоумышленнику вменяется ч. 2 ст. 285, наказание будет строже:

  • до 7 лет колонии с одновременным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 3-х лет (или без такового);
  • штраф в сумме 500-800 МРОТ или в размере 8-месячного заработка виновного лица.

Если злоупотребление служебным статусом повлекло тяжкие последствия, нарушитель наказывается лишением свободы длительностью до 10 лет с обязательным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком на 3 года.

Обратите внимание! Если сотрудник нарушил закон из-за принудительного исполнения распоряжения начальства и действовал в целях предотвращения более глобальных негативных последствий, он избежит уголовной ответственности.

Отсутствие корыстного мотива и личной заинтересованности виновника переквалифицирует преступление на дисциплинарный проступок. Обязательное условие – незначительность наступивших негативных последствий.

Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями

Пленум Верховного Суда раскрывает и уточняет некоторые моменты этого преступления. Он разъясняет, что список полномочий должностного лица определяется на основе:

  • федерального и регионального законодательства;
  • правовых актов муниципальных органов;
  • трудовых соглашений;
  • должностных инструкций;
  • других аналогичных документов.

Служебные полномочия лица могут выражаться в:

  • издании нормативно-правовых актов;
  • принятии решений о совершении разрешительных, регистрационных и других подобных действий;
  • вынесении вердиктов о привлечении к ответственности, назначении взыскания;
  • заключении сделок, выдаче доверенностей, распоряжении имуществом и другими активами (в том числе целевыми);
  • реакции на нарушения, недостачи и др.;
  • представлении интересов клиента в различных госорганах, защите его прав и интересов, предоставлении заявок, извещений, отчетности;
  • оказании услуг или выполнении работ;
  • доступе к коммерческой или государственной тайне;
  • регулировании трудовых правоотношений в организации;
  • рассмотрении жалоб и ходатайств;
  • регулировании документооборота и информационных потоков.

Как отмечалось выше, для квалификации злоупотребления причиненный вред должен быть существенным для пострадавших. Согласно п. 9 ППВС СССР от 30.03.90 г.

 № 4, такой ущерб определяется исходя из степени его влияния на работу госорганов и других организаций, характера и размера, числа потерпевших.

К серьезному вреду можно отнести приостановку деятельности всего юридического лица или его подразделений, потерю рабочих мест, сокрытие преступления, порчу репутации фирмы, нарушение конституционных прав физических лиц, намеренное снижение платежеспособности организации.

В ст. 285 УК РФ упоминаются 3 вида субъектов злоупотребления: должностное лицо, государственный служащий, глава местного органа власти. Под должностными лицами понимаются 3 категории служащих:

  • представители власти. В эту категорию входят сотрудники правоохранительных органов (полиция, Росгвардия и др.) и контролирующих инстанций (налоговики, таможенники и др.), а также лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть: депутаты, судьи, сотрудники администрации Президента и др.;
  • граждане, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители подразделений госучреждений, врачи, сотрудники аттестационных комиссий и др.;
  • лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Это материально ответственные сотрудники, уполномоченные управлять и распоряжаться имуществом, деньгами и другими активами работодателя.

Лиц на государственных должностях можно подразделить на 2 подкатегории: граждане, занимающие государственную должность (Президент, Председатель Правительства, сотрудники ЦИК и др.) и служащие субъектов РФ;

К главам органов местного самоуправления относятся руководители муниципальных образований (городов, поселений) и председатели представительных органов местного самоуправления.

Ст. 285 УК РФ не охватывает использование «авторитета» должности. К примеру, не будет считаться злоупотреблением требование денег от подрядчиков, некачественно выполнивших работу по договору, если они не являются подчиненными должностного лица.

Резюме

Злоупотребление служебными полномочиями квалифицируется по ст. 285 УК. Состав преступления заключается в использовании должностного влияния не по назначению.

Обязательный признак злодеяния – мотив. Злоумышленника побуждала к действию корысть или стремление получить личные нематериальные блага, например, продвинуться по карьерной лестнице.

Преступление совершается с умыслом. Нарушитель понимал противоправность своих действий, но продолжал их. Но если сотрудник преступил закон по принуждению или необходимости, наказание не будет назначено.

Если ущерб незначителен, деяние расценивается как административный проступок. Если ситуация серьезная, виновному могут вменить разные санкции – от большого штрафа до длительного тюремного заключения.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: http://opravdaem.ru/malfeasance/statya-285-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-pol/

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2018 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Последнее обновление Март 2018

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. АрхангельскаИванову И.И.Рябова Р.О., проживающего вкв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,Тел. 8922000000

(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда.

Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Законом предусмотрено наказание за злоупотребление служебным статусом:

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и  полномочия.

При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий.

Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/ugolovnaya-otvetstvennost-za-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Российский юрист
Добавить комментарий