8(800)350-83-64

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Содержание

Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.


К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции.

В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.
Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.
В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.
Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.
К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.
Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнительДоговор является основанием для перевозки Заказчик – посредник – исполнительДоговор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:

  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.
Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

Источник: http://avtourist-DTP.ru/otlichiya-mezhdu-dogovorom-transportno/

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнительДоговор является основанием для перевозки Заказчик – посредник – исполнительДоговор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:

  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2018 году – таблица, ГК РФ

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Зная отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки в 2018 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с юридической точки зрения.

Перевозка грузов может происходить на базе различных типов соглашений, которые заключаются между компанией-отправителем и фирмой, предоставляющей услуги по транспортировки.

К основной документации относят договор транспортной экспедиции и договор перевозки. Рассмотрим отличия таких соглашений подробней.

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется изучить нормы российского законодательства.

Что нужно знать

Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.

За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.

Подписание соглашения на транспортировку груза может осуществляться в форме:

Товарно-транспортной накладной Либо иной документации согласно российскому законодательству
Билетом в случае транспортировки пассажиров Либо письменам соглашением по вопросу предоставления услуг не конкретным лицам, а компании

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

Отправитель берет на себя обязанность подготовить всю необходимую сопроводительную документацию.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

Экспедиторская компания обязательно должна иметь в наличии лицензия на предоставление подобных услуг.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

К соглашению экспедиции нужно дополнительно оформить:

Поручение Оформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую расписку Подтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую расписку Подтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Действующие нормативы (ГК РФ)

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Чем отличается договор перевозки от договора транспортной экспедиции

Согласно Гражданскому Кодексу РФ об договора различаются между собой, поэтому крайне важно знать о них.

Это позволит исключить различные недопонимания с контролирующими органами. Бланк договора перевозки можно скачать здесь.

Существенные условия (таблица)

Рассмотрим отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции подробно в таблице:

Значение Соглашение перевозки Договор экспедиции
Назначение договора Транспортировка груза, который был доверен заказчиком и собственником до указанного места Организация транспортировки и сбор документации
Предмет соглашения Транспортировка осуществляется на конкретном виде транспортного средства в назначенное время Предоставление посреднических услуг
Стороны соглашения Заказчик и исполнитель. Соглашение выступает основанием для перевозок Заказчик – посредники – исполнитель. Соглашение выступает только стимулом для транспортировки
Обязанности исполнителя Доставка груза в назначенное место в целостности Экспедитор берет на себя обязанности:

  • поиска перевозчика;
  • сбора необходимой документации;
  • сопровождение груза при необходимости

Исходя из этого, договор перевозки – узконаправленный документ, недели соглашение транспортной экспедиции. Бланк договора экспедиции можно скачать здесь.

Документы, прилагаемые к соглашениям

Подтверждающей факт заключения договора ТЭ принято считать такую документацию:

  • экспедиторское поручение со сведениями о правилах предоставления услуг и о транспортируемом грузе;
  • экспедиторская расписка – подтверждает получение имущества;
  • складская расписка – формируется во время принятия имущества на хранение.

Из дополнительных документов выделяют:

  • акт предоставления услуг;
  • экспедиторский отчет.

В зависимости от разновидности транспортного средства, договор перевозки может быть подтвержден:

  • транспортной накладной;
  • коносаментом;
  • грузовой либо же почтовой накладной.

Необходимо помнить — коносамент и накладная содержат в себе сведения относительно экспедиторской документации — сведения о товаре, правилах исполнения взятых на себя обязательств и так далее.

Ответственность сторон

Экспедитор и непосредственный перевозчик совершают действия с вверенным им грузом.

Одновременно с этим ответственность перевозчика за исполнение либо ненадлежащее исполнение условий соглашения, в том числе за утрату, изменения числа и качества товара в худшую сторону, обладает ограничительным характером и определяется согласно ст. 796 ГК РФ такими размерами:

  • стоимости утраченного груза либо багажа, в том числе при невозможности восстановить;
  • суммы, на которую было пожжено стоимость груза в случае нанесения ущерба;
  • размера заявленной стоимости груза в случае потери.

Ответственность непосредственного экспедитора больше, нежели у перевозчика и определяется общепринятыми нормами главы 25 Гражданского Кодекса России.

Одновременно с этим в случае с международными перевозками ответственность экспедитора несет специальный характер, в частности:

В сумме 666,67 расчетной единицы за место либо же иную единицу отгрузки Которая устанавливается Федеральным законом № 87, в частности ст. 6 за неисполнение условий договора, помимо срока исполнения экспедиторских услуг. Такая норма не используется, если основной причиной нарушения стала работа либо бездеятельность самого экспедитора из-за грубой неосторожности или умышленно
В сумме 2 расчетных единиц за килограмм утраченной массы Которого не хватает либо порчи вверенного груза

Важно помнить — осуществление иными лицами взятых на себя обязательств экспедитора не может стать основанием для избегания ответственности.

Одновременно с этим, в данной ситуации, если основанием нарушения условий соглашения считаются действия перевозчика, то ответственность экспедитора устанавливается нормами статьи 6 части 2 Федерального закона № 87.

Напоследок можно сказать — разница в рассматриваемых соглашениях небольшая, но она все-таки есть.

Именно по этой причине для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания крайне важно знать рассмотренные выше особенности и применять их на практике.

Источник: http://yurday.ru/otlichija-dogovora-transportnoj-jekspedicii-i-dogovora-perevozki/

Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Важная часть современной рыночной экономики – грузоперевозки. Услугами перевозчиков пользуются как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях компании могут осуществлять перевозки при помощи собственных ресурсов.

Юридические лица, не имеющие таких возможностей, обращаются к экспедиторам. В связи с этим, необходимо дать ответ на вопросы: что такое договор транспортной экспедиции и договор перевозки (отличия и общие моменты этих документов), каковы обязанности экспедиторов, что будет, если нарушить их?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Различия между договорами

Перевозка и транспортная экспедиция – разные понятия. Под перевозкой подразумевается простая доставка груза из одного пункта в другой. При этом лицо, которому этот груз принадлежит, само занимается погрузкой груза, подбором подходящего транспортного средства, составлением маршрута и всеми другими нюансами, связанными с этой сферой.

Поскольку не всегда подобное удается реализовать самостоятельно, на рынке действует большое количество логистических компаний, которые предоставляют услуги транспортной экспедиции.

Если юридическое лицо обратится в одну из таких фирм, ее сотрудники сами подготовят транспорт, погрузят груз, определят подходящий маршрут.

То есть, компания, обладающая грузом, освобождается от всех действий, которые необходимо выполнить до и после перевозки. В каждом из этих случаев нужно заключать специальный договор. Между договорами экспедиции и перевозки есть несколько существенных различий. Так, можно выделить следующие отличия:

  1. Действия, связанные с транспортировкой, в законодательстве обозначаются перевозкой. Все другие процедуры относятся к понятию «транспортная экспедиция».
  2. Первый документ (перевозка) начинает действовать только после получения груза. Вторая бумага действует с момента подписания.
  3. В случае с перевозкой, в подписании договора принимают участие два лица, в случае с транспортной экспедицией – три.

Это все существенные различия между этими документами. Специалисты обращают внимание на взаимосвязь между договорами. В обоих случаях главной целью заключения документа является доставка груза в конкретный пункт. Разница заключается в объеме работ, которые должен выполнить посредник.

Особенности

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В соответствии с ней, сторонами отношений, возникающих после подписания документа, являются:

  • заказчик (лицо, получающее груз, или отправляющее его);
  • экспедитор (сторона, ответственная за действия, связанные с перемещением груза).

Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В то же время, экспедиторской деятельностью могут заниматься только компании (то есть, юридические лица).

Важно! В договоре можно прописать обязанности экспедитора, пункт отправки и доставки, другие нюансы.

Бумага составляется только в письменной форме. Поскольку в некоторых случаях экспедитор может представлять интересы заказчика, к ней может прилагаться поручение. По договорам транспортной экспедиции предусматривается перевозка груза, экспедитор выступает посредником. Третье лицо (непосредственный перевозчик) – исполнителем.

Сроки

Стороны сами определяют порядок оплаты в заключенных договорах. В документе необходимо прописать, какой именно размер вознаграждения, и когда оно будет выплачено. К примеру, можно прописать условие о предоставлении средств на протяжении пяти календарных дней после получения от экспедитора документов, свидетельствующих о сумме расходов.

Также рекомендуется прописать возможность компенсации непредвиденных расходов. Способ передачи средств также регулируется сторонами. Деньги можно передать лично либо перевести на счет экспедитора. Все эти нюансы необходимо упомянуть в документе.

Договором регулируются права и обязанности сторон, а также перечень услуг, предоставляемых экспедитором. В этой части необходимо прописать все работы, которые будет выполнять посредник, с условием возможности проверки качества их выполнения. Важная часть документа – порядок отправки и приема груза.

Структура

Договор транспортной экспедиции состоит из нескольких информационных блоков. В первую очередь прописываются полные названия всех участников сделки. Далее рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  1. Прописать предмет документа.
  2. Определить срок его действия.
  3. Указать, какие имеет права каждая из сторон, и какие на них возложены обязанности.
  4. Если к бумаге прилагается поручение, указать на это.
  5. Прописать порядок передачи груза.
  6. Установить вознаграждение, которое будет получено экспедитором.
  7. Определить ответственность сторон за нарушение условий.
  8. Указать на возможность расторжения документа.
  9. Нелишним будет прописать механизм разрешения возникающих споров, порядок действий в случае наступления чрезвычайных обстоятельств.

Скачать образец договора транспортной экспедиции.

Важно! Следует заранее урегулировать все нюансы, связанные с выполнением транспортировки груза.

В конце документа составляются полные реквизиты обоих компаний (ИИН, расчетные счета и т. д.), проставляется дата и подпись. Если к документу прикрепляются дополнительные бумаги, в нем должны быть указания на них.

Обязанности экспедитора

Непосредственные обязанности экспедитора могут определяться договором, который он заключает с заказчиком. Между тем, полный спектр услуг несколько ограничен. Посредник может:

  1. Осуществлять прохождение груза через таможню.
  2. Оформлять документы от имени заказчика.
  3. Сопровождать груз, проверять его количество/состояние, оснащать его бирками, наносить маркировку.
  4. Заключать контракты с перевозчиками, действуя от имени своего клиента.
  5. Вносить провозные сборы.

Экспедитор может одновременно выступать в качестве перевозчика.

Российское законодательство не запрещает смешивание этих двух бумаг. На посредника возлагается обязанность доставить предметы в целостности и сохранности в означенное время.

Последствия нарушений

Стороны вправе прописать штрафные санкции, которые вступят в силу при нарушении условий документа одной из сторон. При потере груза или нанесения ему повреждений, экспедитор обязуется возместить ущерб. Если груз был поврежден по вине перевозчика, экспедитор отвечает перед заказчиком в той же мере, в какой отвечает перевозчик перед экспедитором.

В бумаге также можно прописать порядок разбирательств. Нелишним будет, к примеру, указать на возможность досудебного разбирательства. Для этого необходимо прописать порядок подачи письменной претензии.

Заключение

Таким образом, за транспортировку груза могут отвечать как экспедиторы, так и перевозчики.

В чем разница между этими понятиями? Перевозчик только доставляет груз, а экспедитор отвечает за все нюансы, которые связаны с доставкой (выбор маршрута, авто, погрузка и разгрузка).

В любом случае перед транспортировкой заключается договор, в котором следует прописать все нюансы предстоящей операции.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/obrazets-dogovora-transportnoj-ekspeditsii.html

Перевозка и транспортная экспедиция. Ключевые особенности и отличия

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель – тот, кто отправляет груз, грузополучатель – тот, кто его получает, перевозчик – тот, кто его доставляет.

Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо. В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.

Если объект перевозки – человек, то он считается пассажиром и, как правило, является стороной, самостоятельно участвующей в транспортных отношениях.

Что такое перевозка?

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара.

От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности.

С юридической точки зрения, это называется “перевозкой“, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон.

Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги.

Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной – сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

Что такое транспортная экспедиция?

На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка.

Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ.

Следует отметить, что оказывать экспедиционные услуги вправе только юридическое лицо (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). А вот заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:

  • Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров перевозки груза.
  • Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
  • Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.

Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени.

Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа.

В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.

Следует отличать договора перевозки и транспортной экспедиции. В первом случае – это оказание перевозчиком возмездных услуг по транспортировке груза и ничего более.

Во втором – это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку.

Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.

Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.

Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.

К договору экспедиции прилагаются следующие документы:

  • Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
  • Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
  • Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.

Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово “могут”, говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.

  • Отчет экспедитора – это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.

Если экспедитор реализует перевозку не своими силами, а с привлечением третьих лиц, то прикладывать к отчету транспортную накладную необязательно, хотя и рекомендуется по причинам, обозначенным выше.

Виды экспедиционных договоров

Обязанности сторон друг перед другом будут зависеть от вида заключенного соглашения. Довольно часто экспедиционный договор носит посреднический характер и подразделяется либо на поручительский, либо комиссионный, либо агентский.

Договор поручения позволяет исполнителю действовать от лица заказчика на основании выданной им доверенности. Вся ответственность ложится на заказчика. Он обязан компенсировать все расходы, понесенные поручителем и заплатить ему за выполненную работу, если она производилась на возмездной основе.

Договор комиссии предполагает, что исполнитель совершает действия от своего имени, а все возникающие расходы, покрывает комитент. Он же оплачивает работу исполнителя, который возлагает на себя права и обязанности по совершению сделки. Так как посредник выступает от себя лично, то доверенность ему не нужна.

Агентский договор является нечто средним между двумя предыдущими. В зависимости от условий, прописанных в нем, агент может действовать как от себя, так и от лица клиента.

В последнем случае потребуется доверенность. Преимущества агентского соглашения заключаются в том, что исполнитель вправе совершать часть действий от себя, а часть – от имени заказчика.

Например, подписывать документы на основании доверенности, а вести переговоры сам лично.

По той причине, что оказание транспортно-экспедиционных услуг выделено в самостоятельный вид деятельности, экспедитор вправе заключать договор оказания услуг. Тогда экспедиторская компания как бы предоставляет сервис по доставке товара, включающий в себя как саму перевозку, так и мероприятия по ее организации.

Такое устройство позволяет скрыть от заказчика финансовые и прочие взаимоотношения экспедитора с привлеченными им лицами. Денежные расчеты клиента ведутся только с экспедитором.

С одной стороны, это является несомненным плюсом для того, кто перевозит товар, – сохраняется коммерческая тайна того, сколько денег было им заработано, ровно как скрывается его партнерская база.

С другой, если возникают непредвиденные расходы, и это не оговаривается в письменной форме, то контрагент не обязан это компенсировать – вся расходы покрывает исполнитель из своего кармана. Если по вине третьих лиц качество оказанных услуг окажется неудовлетворительным, то клиент будет иметь претензии только к исполнителю, а тот, в свою очередь, к привлеченным им лицам.

Источник: http://www.charoit.net/index.php?page=articles%2Fperevozka_i_transportnaya_ekspeditciya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.