Особенности авторского договора

Содержание
  1. Понятие и виды авторских договоров
  2. Введение
  3. 1.1. Понятиеи юридическая природа авторскогодоговора
  4. Понятие, виды и общая характеристика авторских договоров
  5. Виды авторских договоров
  6. 1) По способу использования произведения:
  7. 2) По передаче исключительных и неисключительных авторских прав:
  8. 3) По виду лицензии:
  9. 4) В зависимости от определенности формы произведения:
  10. Общая характеристика авторских договоров
  11. Субъекты авторского договора:
  12. Авторский договор: понятие, виды, особенности
  13. Лицензионный авторский договор
  14. Авторский договор об отчуждении
  15. Договор авторского заказа
  16. Издательский договор
  17. Составление договора автора заказа
  18. Договор авторского заказа: особенности
  19. Разновидности авторских договоров
  20. Правоотношения по договорам авторского заказа
  21. Ключевые положения авторского договора
  22. Преимущества и недостатки
  23. Договор авторского заказа — особенности заключения договора
  24. Существенные условия авторского договора заказа
  25. Стороны договора авторского заказа
  26. Налогообложение по договору авторского заказа
  27. Договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав
  28. Разработка программного обеспечения
  29. Договор авторского заказа с художником
  30. Акт приема передачи произведения по договору авторского заказа
  31. Образец договора авторского заказа

Понятие и виды авторских договоров

Особенности авторского договора

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Иностранных Дел РеспубликиУзбекистан

Университет Мировой Экономики иДипломатии

Кафедра «Гражданское право»

Курсовая работа

Понятие и видыавторских договоров

Ташкент-2009

Введение 3

Глава 1. Авторский договор: понятие и элементы 6

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора 6

1.2 Элементы авторского договора 12

Глава 2. Классификация авторских договоров 17

2.1 Основания классификации и виды авторских договоров 17

2.2 Договоры заказа и договоры на готовое произведение 20

2.3 Договоры о передаче произведения для использования (авторские лицензионные договора) 27

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Приложение 35

Введение

Сегодня можно говорить о том, чтобольшинство компаний, которые прямосвязанные с использованием объектовавторского права — кинокомпании,звукозаписывающие фирмы, книжныеиздательства и др. в большей своей частиосознали важность заключения грамотныхдоговоров об использовании объектовавторского права.

Они уже поняли, чтоавторские договоры — это не дополнениек их бизнесу: это и есть их бизнес. Дляних отсутствие профессиональносоставленных договоров — гарантияубытков и серьезных неприятностей. Всвою очередь, лучше свои права сталиосознавать и авторы.

Автор наделенисключительным правом разрешать любоекоммерческое использование своегопроизведения независимо от его ценностии назначения.

Взаконодательстве нашей республикизначительное внимание уделяется защитеавторских прав. Принимаются меры по егодальнейшему совершенствованию.

Присоединение Узбекистана к Бернскойконвенции об охране литературных ихудожественных произведений, согласнопостановлению Олий Мажлиса от 27 августа2004 года, вывело эту работу на новыйуровень.

Загоды независимости под руководствомПрезидента страны Ислама Каримоваосуществлена огромная работа пообеспечению авторских и смежных прав.

Охрана авторских прав включает нетолько выплату хороших гонораровавторам, но и обеспечение надежнойохраны прав издателей, посколькувозможность распространения произведенийавтора полностью зависит от законодательствазащищающего издателей. «Долг государства– создать необходимые условия дляплодотворной работы деятелей науки,интеллигенции».1

Актуальностьисследования определяется сложившейсяполитико–правовой реальностью истоящими перед нашим обществом игосударством задачами, обуславливающиминеобходимость научного исследованияи теоретического обоснования комплексавопросов о законодательном регулированииотношений, возникающих по поводуавторских прав.

Исключительнуютеоретическую актуальность и практическуюзначимость приобретает изучениеклассификации авторских договоров иособенностей отдельных их видов.

Она позволяет участникам гражданскогооборота достаточно легко выявлять ииспользовать в своей деятельностинаиболее существенные свойства договоров,прибегать на практике к такому договору,который в наибольшей мере соответствуетих потребностям.

Международнаядоговорная практика Республики Узбекистанрасширяется, охватывая различные сферыжизни. Это является предпосылкой длянаучного анализа многочисленных аспектовдоговорно–правовой практики РеспубликиУзбекистан в области авторского права.

Главнойцелью моей работы является комплексноеисследование существующих проблемавторского договора. Цель исследованияобусловлена необходимостью учетаважнейших приоритетов авторского правапри разграничении видов договоров,которые основательно укрепились вРеспублике Узбекистан как в теории, таки на практике.

Задачиисследования. Для выполнения поставленнойцели в процессе работы определены ирешались, следующие задачи:

– исследовать процессы становления иразвития авторского договора;

–исследовать сущность авторского договорав сравнении с другими видами договоров,регулируемых гражданским законодательством;

–исследовать отличительные особенностиотдельных видов авторских договоров.

Методыисследования: теоретико–правовыеметоды познания договорно–правовыхявлений, методы сравнительно–правовой,исторический, толкование норм авторскогоправа. Важнейшую методологическую рольв данной работе сыграли труды СергееваА.П., Троценко И., ТошеваБ. Н., Чернышева С.А посвященныепроблемам становления и развитияавторских договоров.

Вданной работе рассматривались законыи нормативно-правовые акты регулирующиеотношения в сфере авторского права вРеспублике Узбекистан.

К ним относятся:Гражданский кодекс Республики Узбекистан,Налоговый кодекс Республики Узбекистан,Закон «Об авторском праве и смежныхправах», Законы «О правовой охранепрограмм для электронных вычислительныхмашин и баз данных», «О средствах массовойинформации», «О защите профессиональнойдеятельности журналиста», «Об издательскойдеятельности», «О рекламе» и другиезаконодательные акты.

1.1. Понятиеи юридическая природа авторскогодоговора

Влитературе можно встретить множестворазного рода определений договора. Так,по мнению М.И.

 Бару, договор — этоволевой акт, основанный на взаимномсоглашении сторон, направленный навозникновение, изменение или прекращениеюридических отношений. 2Аналогичное определение дает Ф.И.

 Гавзе,с той лишь разницей, что он называетцель договора: наилучшее удовлетворениепотребностей всего общества и отдельныхего членов3.

Определениядоговора, не отличающиеся по существуот вышеизложенных, встречаются и всовременной литературе. Так, Н.Д. Егоров,помимо всего прочего, под договоромпонимает и документ, закрепляющий фактустановления обязательственногоправоотношения4.В подобных определениях гражданско-правовогодоговора акцент делается на волевоеначало, а также на содержание правоотношения.

Анализформулировок понятия договора, которыхв литературе более чем достаточно,приводит к выводу о правильностивысказывания В.А. Ойгензихта, с точкизрения которого волевой момент всоглашении является основным.Следовательно, в договоре должна бытьвыражена воля сторон, и только при этомусловии он является соглашением5.

Договоры,связанные с созданием и использованиемпроизведений интеллектуальноготворчества, составляют самостоятельнуюгруппу гражданско-правовых договоров.Одни из них заключаются организациями(издательствами, театрами, радио-,киностудиями и т.д.

) и авторами по поводусоздания и использования произведенийтворчества, другие возникают в связи сдеятельностью культурных учреждений,распространяющих и использующихпроизведения авторов. Возможны договорымежду гражданами на создание ииспользование произведения дляудовлетворения личных потребностей.

Причем сегодня не обязательно выходитьнапрямую на обладателя авторских прав.На мировом творческом рынке существуетмножество посредников. Начинаютпоявляться они и у нас.

Понятиеавторского договора формировалосьпостепенно. Поскольку издательскийдоговор был одним из наиболеераспространенных авторских договоров,достаточно проследить историческиформировавшиеся подходы к его определению.

Вюридической литературе 30-40-х годовиздательский договор толковался какодин из способов отчуждения, “переуступки”автором принадлежащего ему исключительногоправа на издание и распространениесвоего произведения6.

Теория“уступки, отчуждения” авторских правнашла поддержку в работах более позднихлет. Так, В.А. Кабатов полагал, чтоавтор может передавать другим лицамсвое право на опубликование произведенияи право на его неприкосновенность7.

Критикуятеорию “отчуждения”, “уступки”,Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшицподчеркивали, что исключительныйхарактер прав автора состоит в ихнеотчуждаемости, неотторжимости отличности автора в течение всей его жизниили в течение срока, определенногозаконом для особых случаев, в недопустимостиперенесения прав автора на другое лицо8.

Такимобразом, был намечен иной подход кпониманию авторского договора — не какспособа отчуждения авторских прав, акак способа реализации принадлежащихавтору прав.

В50-е годы возникла теория “разрешения”.А.И. Ваксберг считал, что по договоруавтор разрешает опубликованиепроизведения9.

Примерно в то же время высказываетсямысль, что при передаче произведенияорганизации автор только реализуетпринадлежащее ему право на выпускпроизведения в свет10.

Таким образом, намечается иная тенденцияв трактовке издательского договора —как соглашения об использованиипроизведения.

После вступления в силуныне действующего Гражданского кодекса(ГК) и включения в него раздела “Авторскоеправо” утвердилось единое понятиеавторского договора. В ст.1067  ГК РУздается следующее определение авторскогодоговора: “Автор или его наследникможет передать право использованиясвоего произведения другому лицу путемзаключения авторского договора. Авторскийдоговор предполагается возмездным”.

Напротяжении многих лет отношение киздательскому договору, как и к авторскомудоговору вообще, было неоднозначным.

Его рассматривали как договор об уступкеавтором своих прав, отчуждении, передаче,о реализации автором своих прав, оразрешении автора использовать своепроизведение.

Сравнительно недавнопоявилась новая трактовка издательскогодоговора (и его разновидностей) какдоговора по оказанию автору услуг, ноуслуг особого рода, оказываемых нестолько автору, сколько потенциальномучитателю11.

Виздательском деле задействованынесколько обособленных в хозяйственноми правовом отношении организаций:издательство, типография, книготорг.По мнению И. Троценко, должнасуществовать единая организация,объединяющая эти обособленныеорганизации12.

Поскольку права и обязанности партнеровиздательского дела достаточно четконе определены, на издательство возложенаответственность за выполнение ими своихнепосредственных обязанностей.

Считается,что издательство должно поставлятьтиражи книготорговым организация, таккак оно является собственником книги(товара).

Отвергаятакой подход, И. Троценко отмечает,что издательство не может бытьсобственником тиражей, как художник,являющийся собственником созданной имкартины, не может быть собственникоммногочисленных печатных копий13.

Вовсем процессе выпуска произведенияавтор не участвует, поэтому говоритьоб издательском договоре как о договореоб оказании услуг автору вряд липравомерно.

Отношенияв процессе издания возникают междуобособленными юридическими лицами.

Авторвступает в отношения с издательством,разрешая ему использовать своепроизведение. С этой точки зренияиздательство должно быть ведущейорганизацией в цепочке издательство —типография — книготорг.

От того, будетли заключен единый договор, определяющийих права и обязанности, или издательствозаключит с каждым из них отдельныйдоговор, суть не меняется. И.

 Троценковыступает против признания издательстваединственным и полноправным собственником,полагая, что оно осуществляет толькочасть работ и реально может нестиответственность лишь за их качество исвоевременность выполнения14.

Думается,верной здесь является точка зренияС.А. Чернышевой: множественностьсубъектов собственности на тиражисключается15.Издательство не располагает реальнойвластью над тиражами и не способноуправлять ни изготовлением, ни реализациейкниг.

Да ему и не надо управлять, характерего отношений с изготовителем иреализатором определяется договором.Как отмечает В.Ф.

 Яковлев, договорстановится основным регуляторомэкономических связей, происходиткоренное изменение в соотношении условийдоговора, определяемых самими сторонами,с так называемыми обязательнымиусловиями16.

Следовательно,партнеры по книгоизданию вправе самиопределять условия договора и меруответственности за их невыполнение.

Авторскийдоговор выступает основной правовойформой, в рамках которой автор имеетвозможность трудиться над созданиемпроизведений. Вместе с тем, автор можетсоздавать то или иное произведение врамках трудовых отношений с организацией,которая нуждается в использовании егопроизведений. В этих случаях правовойформой, опосредствующей использованиепроизведений автора, выступает трудовойдоговор.

В связи с этим вполне закономерновозникает вопрос о разграничении этихдоговоров. Несмотря на то, что и потрудовому и по авторскому договорумогут издаваться одни и те же произведения,содержание этих договоров различно: водном случае отношения регулируютсянормами трудового права, в другом —гражданского.

Насколько позволяетхарактер творчества, автор сам избираетформу взаимоотношений с организацией.

Впринципе, вопрос о разграниченииавторского договора с трудовым имеетзначение лишь в тех случаях, когда автор— исполнитель работ не зачислен в штат(списочный состав) организации.

Посколькуподчинение распорядку, установленномув организации, не позволяет квалифицироватьсложившиеся между сторонами отношенияавторско-правовыми. Тот же признак —подчиненность внутреннему распорядкуработы организации — позволяетотграничивать от трудового договор идоговор подряда.

Часто возникает спор,какой из трех названных договоровзаключен, если по поводу результататворческой деятельности стороны связанытак называемым “трудовым соглашением”.

Вопрос о природе такого соглашениядолжен быть выяснен до рассмотренияспора по существу, так как согласноНалоговому кодексу Республики Узбекистан истцы освобождаются от уплаты судебныхрасходов по спорам, вытекающим изавторского права и смежных прав;17в то время как при обращении с иском овзыскании платы по договору подрядасудебные расходы подлежат уплате наобщих основаниях. Что же должно служитьразграничительным признаком прирассмотрении подобных споров? Н.А. Клыквыделяет при отсутствии оснований дляпризнания отношений трудовыми предмет.Так, если заключается договор на созданиерезультата творческой деятельности —произведения науки, литературы илиискусства, то такое соглашение ни чтоиное, как авторский договор со всемивытекающими отсюда последствиями18.Думается такая позиция вполне оправдана,она призвана, прежде всего, обеспечитьзащиту прав и интересов автора, посколькуположение автора по такому договорудолжно быть не хуже по сравнению сположением, закрепленным в законе.

Источник: http://works.doklad.ru/view/nWmRn24ExDo.html

Понятие, виды и общая характеристика авторских договоров

Особенности авторского договора

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит создание произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими прав на произведение является договор с автором.

Авторский договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей, касающихся имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.

Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.

Исходя из норм, предусмотренных ГК РФ, можно дать следующие определения авторского договора:

  • Авторский договор — это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах (срок, территорию), согласованных сторонами, за определенное вознаграждение либо безвозмездно.
  • Авторский договор — соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения с другой стороны, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.

Виды авторских договоров

Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям.

1) По способу использования произведения:

  • издательский договор (издание);
  • постановочный договор (постановка);
  • сценарный договор и др.

Размножение и распространение литературных, научных, музыкальных произведений производится, как правило, на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством.

Издательские договоры, суть которых заключается в обеспечении издания произведения, по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав.

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использования произведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока, установленного в договоре.

В случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.

Постановочный договор оформляется, когда произведение используется в области публичного исполнения. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения, которые используют зрелищные организации.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.).

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы. Независимо от формы выражения, программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.

Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т.е.

сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке.

Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

2) По передаче исключительных и неисключительных авторских прав:

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ).

Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение.

Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Авторский договор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.

3) По виду лицензии:

  • простая лицензия;
  • неисключительная лицензия;
  • исключительная лицензия.

При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. ст. 1236, 1286 ГК РФ).

4) В зависимости от определенности формы произведения:

  • авторский договор на уже существующее произведение;
  • договор авторского заказа (ст. 1288).

Подробнее о договоре авторского заказаПо договору авторского заказа автор обязуется создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме в соответствии с условиями договора по заказу другой стороны (заказчика).

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Очень часто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Автор по договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором.

Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика.

В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме этого, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в авторском договоре заказа личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение, имеет существенное значение.

Предметом договора подряда является результат работы, не обладающей творческим характером, например, пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др.

Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.

Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Общая характеристика авторских договоров

Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила:

  1. о двух- и многосторонних сделках,
  2. о формах и условиях действительности сделок,
  3. о свободе договоров,
  4. о нормах обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров,
  5. об ответственности сторон.

Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по числу сторон),  консенсуальным, возмездным.

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление авторских экземпляров.

Авторский доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются обязательным условием договорных отношений.

Субъекты авторского договора:

  • физические лица (первоначальные, так как именно их творческим трудом создается произведение);
  • юридические лица;
  • государство.

авторского договора – условия, которые устанавливаются соглашением сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащих совершению сторонами действий.

м обязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являются права и обязанности сторон.

Для любого договора одним из важных существенных условий является условие о предмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор.

Вопрос о предмете авторского договора неоднозначно решается в научной литературе.

Предметом авторского договора может выступать

  • произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны заключили соглашение, либо
  • имущественные права, которые автор или иной правообладатель уступает пользователю.

В ГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как “исключительное право на произведение”, передаваемые по договору. Таким образом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав, договор может быть признан не состоявшимся.

В авторском договоре должны быть предусмотрены:

  1. способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

  2. срок, на который передается право;

  3. территория, на которой может осуществляться использование;

  4. размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

  5. другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Существенные условия авторского договора:

  1. предмет договора (в т. ч. условие об объеме передаваемых прав по авторскому договору);
  2. условие о размере вознаграждения;
  3. (срок создания и представления произведения автором – по договору заказа).

К другим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке и территории, на которые передается право. Но данные условия не являются обязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.

Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка об успехе».

В авторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка — условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст.

1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения. Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

Стороны должны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-vidi-i-obschaya-charakteristika-avtorskich-dogovorov

Авторский договор: понятие, виды, особенности

Особенности авторского договора

Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами.

Обратим внимание, что понятие «авторский договор» чаще всего просто обобщает все существующие сделки, связанные с авторскими правами. В Гражданском кодексе РФ этот термин так и вовсе отсутствует, упоминаются лишь отдельные виды сделок, именно о них мы подробно и поговорим.

Применительно к этому есть важная особенность: ответственность автора ограничена реальным ущербом. Это значит, что с него нельзя взыскать упущенную выгоду (например, доходы, которые пострадавшее лицо могло получить, если бы не совершенное автором правонарушение). К примеру, к правообладателям товарных знаков можно предъявлять иски и об упущенной выгоде.

Лицензионный авторский договор

Эта конструкция одна из самых распространенных на практике. Суть в следующем: автор (лицензиар) за плату передает свое исключительное право другому субъекту (лицензиару) — гражданину или юридическому лицу. Лицензиат получает легальную возможность извлекать из произведения прибыль, используя его любым образом в рамках закона.

Напомним, что передаваться по этому договору может только исключительное право, остальные — авторства, на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения — тесно связаны с личностью создателя произведения и неотчуждаемы.

Допустимо два варианта: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.

Авторский договор об отчуждении

В целом эта сделка схожа с предыдущей, но здесь есть основной отличающий признак: правообладатель полностью утрачивает исключительное право, а приобретатель получает его в полном размере.

Договор авторского заказа

Если две предыдущих гражданско-правовых конструкции встречаются в сфере патентного права, права на средства индивидуализации, то договор авторского заказа существует только в сфере авторского права.

Итак, есть две стороны — заказчик и автор. Первый дает задание: создать объект творческой деятельности. Напомним, что перечень всех объектов закреплен в статье 1259 ГК РФ, однако перечень открытый, и следовательно, объект может быть и иным. По отношению к этому договору есть важный момент: произведение должно быть создано и выражено на материальном носителе или в иной объективной форме.

В соответствии с законом материальный носитель передается заказчику в собственность, если не закреплено иное. Таким образом, писатель, написавший книгу в рамках авторского заказа передает заказчику и исключительное право на книгу как на произведение, а также право собственности на книгу как на объект уже материального мира.

Правда, исключительное право передается не всегда (хотя на практике в большинстве случаев). Формулировка в законе позволяет сделать вывод, что по умолчанию оно сохраняется за автором. Поэтому здесь есть два варианта: или предусмотреть в договоре авторского заказа передачу исключительного права или же заключить отдельный договор о такой передаче (можно сделать его приложением к основному).

Есть важный момент по срокам. Срок — существенное условие этой сделки, если стороны его не определили — договор считается незаключенным и не порождает никаких юридических последствий.

Однако закон лоялен по отношению к автору, что связано, по-видимому, с непростым творческим процессом, и это выражается в следующем.

Если автор не выполнил заказ в установленный срок, то при наличии уважительных причин автору дается льготный срок (одна четвертая срока, предусмотренного ранее сделкой).

Издательский договор

Часто эту сделку рассматривают как подвид лицензионного договора. договора следующее: автор предоставляет издателю (организации, которая занимается изданием произведений) исключительное право на обнародование (опубликование) произведения. При этом закон особое значение придает сроку публикации.

В том случае если издатель будет медлить с публикацией, автор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть сделку и не возмещать убытки. Кроме того, автор защищен и другой юридической нормой: в случае нарушения издателем сроком он может еще и требовать вознаграждение, которое установлено договором.

Это основные конструкции, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, авторский договор включает в себя сразу несколько видов договоров, каждый из которых имеет свои особенности.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/avtorskij-dogovor/

Составление договора автора заказа

Особенности авторского договора

Договор авторского заказа признается одним из специфических инструментов в отечественной законодательной системе. В отличии от большинства других договоров (купли-продажи, аренды и т.д.

) законодатель не устанавливает конкретное определение для авторского соглашения.

Впрочем, это совершенно не мешает активно применять договоренности данного типа, согласно которым заказчик дает задание исполнителю создать определенное произведение за соответствующее вознаграждение.

Рассмотрим более детально, что являет собой договор авторского заказа, из каких ключевых элементов он состоит и какие нюансы нужно знать, чтобы в обозримом будущем не столкнуться с осложнениями.

Договор авторского заказа: особенности

Так как на государственном уровне определение соглашения авторского права отсутствует как таковое, многие эксперты имеют свое мнение относительно терминологии. Принято общее обозначение, согласно которому договором авторского заказа называют двустороннее консенсуальное соглашение между заказчиком и исполнителем. Оно в обязательном порядке является юридическим.

Договоренности предусматривают, что автор обязуется создать некое творение по заданным заказчиком параметрам в материальной форме или с использованием любых носителей за вознаграждение или на безвозмездной основе. Данное определение исходит из норм ст.1288 ГК РФ.

Как и прочие соглашения, оформляемые между двумя и более сторонами, авторский договор о передаче исключительных прав подлежит обязательному регулированию согласно с действительными правилами, обозначенными в ст.1288-1291 ГК РФ. Кроме того, Гражданский кодекс утверждает дополнительные требования касательно официальных документов и принципов их составления.

Еще один важный момент касается авторских прав на произведение, созданное на основании договоренностей между сторонами.

Законодатель предусматривает, что любое творение, появившееся на договорной основе, перейдет в собственность заказчика, который оплачивает труд наемного автора.

Таким образом, сразу же после сдачи заказа, исполнитель теряет право самостоятельно определять, как ему использовать произведение и распоряжаться им. При этом, имя автора может быть сохранено при публикации и дальнейшем обнародовании произведения.

Если анализировать все типы договорных правоотношений, то наибольшее количество совместных характеристик у соглашения авторского права наблюдается с договором подряда. В обеих ситуациях речь идет о создании и дальнейшей демонстрации конкретного заказа.

Также нельзя не отметить, что созданное творение может вполне быть применено в качестве инструмента договора подряда для удовлетворения неких потребностей заказчика (написание портретной композиции, создание скульптурного памятника, написание монографии или биографии и иных творений художественного жанра).

Разновидности авторских договоров

Несмотря на то, что автор имеет полное право принять заказ, нередко договоренности сопровождаются четко регламентированными условиями.

Если судить по крайне «размытому» определению, можно сделать вывод, что допускается существование нескольких типов договоренностей данного характера:

  1. Договор, по которому созданный проект передается в полную собственность заказчика. Автор теряет возможность в обозримом будущем использовать свое творение, публиковать и распространять его без ведома правообладателя. Так, предмет договора перейдет под полный контроль заказчика, и у него возникнут исключительные права на произведение.
  2. Соглашение, согласно которому автор сохранит за собой исключительные права на свое творение, но при этом первая публикация будет осуществлена заказчиком. Договора данного типа имеют еще несколько нюансов. Так, несмотря на то, что авторские права на фотографии остаются за исполнителем, именно заказчик получит возможность коммерческого использования продукта интеллектуальной собственности. Также возможны ограничения относительно свободной публикации и обнародования предмета заказа.
  3. Соглашение, в тексте которого указывается обязанность исполнителя создать определенное творение и передать права на его использование заказчику. Данный тип соглашений является наиболее оптимальным, и предусматривает, что заказчик сможет пользоваться трудами творчества автора, но при этом все дивиденды достанутся ему. Автор, в свою очередь, может быть уверен в наличии своего имени на творении, что будет способствовать росту его популярности как профессионала своего делав такой сфере, как копирайт. Такое соглашение обеспечивает безопасность сделки для обеих сторон и предотвращает плагиат созданных текстов.

Так как двусторонние договоренности изначально предусматривают финансовые аспекты правоотношений между сторонами, нужно указать и то, что произведение может быть создано как бесплатно, так и за определенное вознаграждение.  Конечно же, чаще всего встречается второй вариант, когда за исполненные действия исполнитель получит соответствующую денежную награду.

Скачать образец договора авторского заказа

Правоотношения по договорам авторского заказа

Важным моментом любого соглашения обозначенного плана будет состоять в правовых особенностях предмета договора.  При любых типах взаимодействия произведение будет обладать двумя видами прав:

  1. Личностные права неимущественного плана. При любых обстоятельствах они будут оставаться за автором творения. Авторское право, требование упоминания авторства при любых публикациях, защита деловой репутации исполнителя и право на имя будут всецело принадлежать создателю творения. А в случае его гибели, они будут переданы в полном объеме его наследникам, которые могут в любой момент воспользоваться ими.
  2. Имущественные права (неисключительные), к которым относят право на воспроизведение и распространение, передачу в свободный доступ общественности, право на переработку и перевод творения и многое другое. Данный тип прав может быть передан по условиям авторских договоренностей в пользу заказчика. Зачатую имущественные права сопровождаются получением определенной прибыли от произведения, и потому договор о передаче авторских прав составляются таким образом, чтобы заранее передать их заказчику.

Если между сторонами возникли недоразумения и недопонимания. Разрешить их они могут как самостоятельно, так и через суд.

Однако, в последнем случае нужно упомянуть, что суд будет ждать аргументацию действий и требований каждого участника договоренностей, потому потребуется довольно весомая доказательная база.

Также в обязательном порядке исполнитель будет вынужден подтвердить факт своего авторства, и предоставить оригинальный договор с отчуждением исключительных прав, по которому осуществлялась работа.

Судебные разбирательства по интеллектуальным правам занимают достаточно много времени.

Ключевые положения авторского договора

Договор авторского заказа должен предусматривать немало важных нюансов, которые напрямую затрагивают правоотношения между сторонами соглашений. Среди основных моментов, которые в обязательном порядке должны быть включены в текст договоренностей, можно выделить:

  1. Использование предмета договора. Здесь должно указываться, как в дальнейшем будет использовано произведение, и какие права утверждены в отношении каждого участника договорного процесса.
  2. Вознаграждение за исполненный труд. Исполнитель, принимая заказ на производство некого произведения вправе рассчитывать на денежную компенсацию. Физическим лицом будет потрачено личное время, которое должно быть в полном объеме оплачено. Хотя иногда встречаются моменты, когда произведение (рисунок, сочинение и т.д.) создается как безвозмездное. Данное обстоятельство должно быть упомянуто в тексте соглашения;
  3. Порядок исполнения и сроки реализации условий договора. Данные положения являются одним из наиболее важных, так как указывают какой срок выделен автору на исполнение заказа и последующую передачу его заказчику. В договоре должны быть четко прописаны правила, по которым будут построены правоотношения между сторонами, и механизмы, по которым осуществляется их взаимодействие. К примеру, перед сдачей заказа автор должен будет презентовать предварительный эскиз. Также нужно упомянуть о территориальном действии договоренностей. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, он будет признан действительным на всех территориях, подчиненных Российской Федерации.

Отдельное внимание нужно акцентировать на финансовой стороне вопроса. Чаще всего вознаграждение указывается в виде процента от прибыли, которую заказчик получит за реализацию произведения. Хотя иногда можно встретить фиксированные суммы. Минимальный размер такой фиксированной оплаты будет установлен Правительством РФ, и он подлежит обязательной индексации аналогично с МРОТ.

Если указано, что автор получит строго фиксированную сумму за исполненный заказ, добавляется требование, по которому заказчик обязан упомянуть о предельных размерах тиража будущего творения.

Преимущества и недостатки

Как и любой инструмент правоотношений, договор авторского заказа имеет свои положительные и отрицательные стороны. К достоинствам можно отнести:

  1. Широкие возможности для автора в определении своего трудового графика. Исполняя условия проекта пользователь сам определяет рабочее время и решает иные вопросы, связанные с организацией труда, порядком исполнения заказа и т.д.
  2. Договор авторского надзора учитывает все специфические параметры труда творческих работников, и потому направлен на регулировку отношений, возникающих между участниками соглашения.
  3. Все права автора предельно защищены, и он не станет жертвой произвола со стороны заказчика.

Помимо достоинств, имеются тут и некоторые недоработки, в частности:

  1. Разовый характер работы. Договор заключается исключительно на одно произведение, и в будущем не предполагает возможности продления сотрудничества.
  2. Из-за огромного перечня условий, пользователи могут столкнуться со сложностями в формулировке надлежащих параметров, важных для участников договора.

 Ефремов Роман

Источник: https://PoZakony.su/avtorskoe-pravo/sostavlenie-dogovora-avtora-zakaza/

Договор авторского заказа — особенности заключения договора

Особенности авторского договора

Люди, посвятившие жизнь творчеству или интеллектуальной деятельности, неминуемо сталкиваются с необходимостью защищать свои авторские интересы при формировании задания и, в дальнейшем, при передаче готовой работы заказчику.

Нюансы подобной сделки между мастером и приобретателем фиксируются договором авторского заказа. Подобное соглашение, являясь, по сути, разновидностью авторского договора, имеет своеобразные черты.

Регулируется данный вид соглашения «Законом РФ об авторском праве и смежных правах», наиболее значимые положения и тонкости прописаны в главе 70 Гражданского Кодекса РФ ст. 1288-1290.

Существенные условия авторского договора заказа

Создается договор авторского заказа с расчетом приобрести произведения любого вида искусства или услуги в отрасли интеллектуальной деятельности.

особенность данных правоотношений в том, что в момент их оформления авторский продукт пока не создан. Поэтому так важно указать все тонкости в описании, сроках и условиях работы. Первостепенные условия соглашения отражены в следующих пунктах:

Предмет договора. Важно максимально точно и подробно охарактеризовать свойства и параметры будущего произведения.

Сроки исполнения заказа и действия договоренностей. Возможна привязка окончания работы к конкретной дате или определенному событию, также оговаривается время на возможные доработки и исправления.

Определение размера и процедуры выплат вознаграждения. Автор и заказчик оценивают и фиксируют общую стоимость труда, размер и момент выплаты аванса, сроки окончательного расчета, а также условия, при которых возможны отказ от оплаты, возврат аванса и выплаты неустойки.

Возможна договоренность о безвозмездности работы или ее части.

Оформление производится в письменной форме. Устная договоренность возможна только в сфере периодической печати ввиду срочности и специфики материала.

Стороны договора авторского заказа

Формулируется и подписывается документ автором произведения и заказчиком. Исполнитель, как правило, физическое лицо, возлагает на себя обязательство лично создать предмет искусства, науки или литературы либо в материальной, либо в иной форме.

Соавторство возможно, но лишь по согласованию с приобретателем. Заказчик может быть физическим либо юридическим лицом. Во втором случае документ заверяется руководителем или представителем организации по доверенности.

В соглашении прописываются обязанности и права участников. Для исполнителя важно точно оценить пределы исключительного права, которое он отводит заказчику. Последнему необходимо определить и запечатлеть все пожелания к будущему творению, сроки и этапы исполнения.

Налогообложение по договору авторского заказа

Доход от работы на заказ служит объектом для взимания налогов и страховых взносов. Привычный налог на доходы физических лиц, как известно, составляет 13% для резидентов и 30% для иностранцев. Возможны два варианта налогообложения:

  • Если заказчик является физическим лицом, то выплаты по налогам должен производить исполнитель;
  • Если роль приобретателя выполняет организация или ИП, то именно юридическое лицо и отвечает за налоги и взносы.

Работая над заданием, мастер может нести расходы на покупку оборудования или материалов. Если расходы подтверждены документально, то налоговому агенту или заказчику подается заявление о профессиональном налоговом вычете.

Если документов, подтверждающих расходы, нет, то вычет совершается в пределах действующих нормативов.

Договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав

В рассматриваемом соглашении может оговариваться три варианта обязательств:

  • Приобретая произведение, заказчик не наделяется какими-либо значительными правами на него;
  • Исполнитель создает творение и передает заказчику право его использования на предусмотренных в соглашении условиях, в таком случае надлежит действовать согласно Кодексу об авторском лицензионном договоре;
  • Автор уступает второму участнику неограниченные права на свой труд, соответственно, становятся актуальны правила Кодекса об отчуждении исключительного права.

В третьем случае документ должен соответствовать следующим требованиям:

  • Оформление только в письменном виде;
  • Если договор возмездный, обязательно указывается размер вознаграждения;
  • Отчуждение не может произойти ранее создания самого произведения;
  • Исключительное право на продукт интеллектуальной и творческой деятельности предоставляется в полном объеме.

Если предполагается передача произведения по акту, то отчуждение происходит, когда подписан акт приема передачи.

Разработка программного обеспечения

Программное обеспечение — это программы для ЭВМ и разнообразные базы данных. Разработка ПО также является предметом интеллектуальной деятельности, но исполнителем часто становится юридическое лицо или коллектив исполнителей.

Этот вид деятельности имеет свою специфику, и при оформлении документации нужно учитывать следующие особенности:

Должно прилагаться подробное ТЗ. При выполнении сложных и долгосрочных работ условия ТЗ могут утратить свою актуальность, поэтому важно предусмотреть процедуру пересмотра ТЗ.

Могут утверждаться промежуточные этапы, каждый из которых принимается и одобряется заказчиком.

Стоимость работы может рассчитываться на основании почасовой оплаты. Исключительное право на ПО изначально отводится заказчику, что указано в ст. 1296 ГК РФ.

Договор авторского заказа на разработку программного обеспечения должен четко сформулировать требования, права и обязанности всех сторон.

Договор авторского заказа с художником

По договоренности с художниками, как правило, оригинал произведения создается уникальным и не тиражируется. Это могут быть изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры, графики, живопись, создание декораций и оформление интерьеров. Заказной характер задания не лишает художника авторства.

В процессе творчества художник вправе выполнять только те требования, которые прописаны в соглашении и не противоречат законодательству. Дополнительно он имеет право наделять свои произведения индивидуальными характеристиками, не предусмотренными договором.

Акт приема передачи произведения по договору авторского заказа

Заключительным этапом отношений творца и покупателя выступает акт приема передачи произведения, который подписывается сторонами. Фактически подписание этого документа является завершающим этапом правоотношений и признанием результата работы как отвечающего всем требованиям.

Образец договора авторского заказа

В документе необходимо прописать все пункты касательно предмета договора, размера и способах оплаты, полномочий и обязанностей сторон, а также вариантов решения конфликтных ситуаций. Чтобы не упустить важные моменты, за основу документа можно взять прилагаемый образец.

Ссылка на скачивание — Образец договора авторского заказа.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://classomsk.com/prava-sobstvennosti/dogovor-avtorskogo-zakaza-osobennosti-zaklyucheniya-dogovora.html

Российский юрист
Добавить комментарий