8(499)110-20-64

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Содержание

Кто такой конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий – это человек, который берет на себя обязанность по продаже имущества компании-банкрота и погашению задолженностей перед займодателями. Стать конкурсным управляющим может только человек с высшим юридическим или экономическим образованием. При этом он должен быть действующим членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Есть несколько причин, которые могут успешную компанию подвести к процедуре банкротства. Часто это происходит из-за ошибок руководителя, который неверно выстроил политику управления.

В условиях современного экономического кризиса компании теряют клиентов из-за их низкой покупательской способности. Как результат, продавать продукцию в прежнем объеме не удается, и товар портится или пылится на складе, принося серьезные убытки.

Процедура банкротства предполагает допуск к делам и финансам фирмы опытного управленца, который выявит ошибки и укажет, как их исправить.

Права и обязанности

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц назначается Арбитражным судом после того, как компанию-должника официально признают банкротом и начнется процедура конкурсного производства. Его полномочия заканчиваются в тот момент, когда эту процедуру суд закрывает.

На данном этапе банкротства (он длится от полугода до 1 года) управляющий наделен большой властью, он является полноправным распорядителем всего имущества банкрота. Все его действия контролируются, права и обязанности четко прописаны в «Законе о несостоятельности».

Здесь же указано, как стать конкурсным управляющим, какие требования выдвигаются к кандидатам на эту должность.

Конкурсный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом компании-должника;
  • увольнять работников и руководителя этой компании;
  • отказываться соблюдать условия финансовых сделок или выполнять обязательства по договору, но лишь в том случае, если они могут усугубить финансовое положение должника;
  • подавать в Арбитражный суд заявление от имени компании-должника с просьбой признать недействительной ту или иную сделку.

В его обязанности входит:

  • обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
  • в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
  • в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
  • вести реестр требований займодателей;
  • заключать сделки, выгодные для должника.

После того как будет дана оценка всему имуществу должника, конкурсный управляющий доводит эту информацию до кредиторов и описывает условия, на которых эти объекты собственности будут продаваться. Если займодатели согласны с условиями, проводятся торги, и выплачиваются долги. Если не согласны, условия утверждает Арбитражный суд.

Один раз в три месяца управляющий должен информировать кредиторов о текущем положении дел. С этой целью он подает отчет о проделанной работе за определенный период времени. Отчет конкурсного управляющего должен содержать следующую информацию:

  • инвентаризация и оценка собственности;
  • информация о поступлении денежных средств на счет должника и их источнике;
  • количество работающих и уволенных сотрудников;
  • меры, предпринятые для возвращения имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • сведения о продаже имущества должника и вырученной сумме;
  • работа, которая проводилась с целью признать недействительными сделки, которые должник заключал еще до банкротства в том случае, если эта мера позволит увеличить количество денежных поступлений на счет банкрота;
  • меры по привлечению к субсидиарной ответственности тех лиц, по вине которых компания и оказалась в должниках, и др.

Кроме того, после завершения процедуры банкротства конкурсный управляющий обязан представить отчет о проделанной работе, где следует указать результаты конкурсного производства: отчет продаже имущества должника, погашение всех долгов. Кроме того, следует подать информацию о банкротстве компании в Пенсионный фонд.

Освобождение от обязанностей

В ряде случаев конкурсного управляющего «снимают с должности». Происходит это по разным  причинам: либо по собственному желанию, либо по просьбе СРО, членом которой является управленец.

В последнем случае на решение СРО могут повлиять некомпетентность физического лица, несоответствие занимаемой должности, недобросовестное исполнение своих обязанностей, ущемление прав кредиторов или должника, лишение права заниматься своей профессиональной деятельностью, ставшее административным наказанием.

Причиной может стать и отказ управленца и далее состоять в членах организации. Коллегиальный орган управления СРО сначала принимает решение, а затем в течение двух недель подает его в Арбитражный суд.

Как только физическое лицо прекращает выполнять обязанности конкурсного управляющего, на его место судом назначается другой человек. Однако это решение суда может быть оспорено в установленные законом сроки.

Итак, на время проведения процедуры конкурсного производства всеми делами компании-банкрота начинает заведовать конкурсный управляющий, назначенный Арбитражным судом. Им может стать только физическое лицо. Он должен соответствовать занимаемой должности и действовать в интересах банкрота и его займодателей.

Источник: https://saldovka.com/registratsiya/bankrotstvo/konkursnyiy-upravlyayushhiy-prava-i-obyazannosti.html

Конкурсный управляющий по банкротству как назначить

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

  • должник должен получить от управляющего одобрение на заключение любой масштабной сделки;
  • основная задача в этом случае – написать отчет о деятельности должника и выявить признаки фиктивного банкротства, типовая форма которого есть в уголовном праве;
  • управляющий может наложить вето на деятельность собрания кредиторов на первой и встречи, но другие встречи уже могут идти без него;
  • управляющий может опровергнуть на свое усмотрение заключение мирового соглашения;
  • сроки проведения процедуры банкротства могут быть по инициативе управляющего или сокращены, или затянуты.

По сути выбор управляющего делается именно заявителем, будь то непосредственно кредитор или заемщик Обязанности управляющего по банкротству Управляющий по банкротству – лицо, наделенное не только правами, но и рядом обязанностей.

Конкурсный управляющий при несостоятельности предприятия

Жалоба на конкурсного управляющего в арбитражный суд, ее особые требования: • жалоба должна быть от лица, принимающего прямое участие в рассматриваемом деле по банкротству;• обязательно, чтобы жалоба отвечала законодательным требованиям;• содержание жалобы должно быть аргументировано;• должна быть явка в суд во время рассмотрения жалобы. Если говорить открыто, то удовлетворение иска против конкурсного управляющего – редкий случай. Арбитражные управляющие имеют большую судебную практику и часто привлекают к разрешению спора самых опытных юристов.

Поэтому к разрешению спора и вашей стороне рекомендуется привлечь профессионала. Как научиться получать нужную информацию от КУ Многие претенденты на покупку лота на торгах сталкиваются с проблемой, когда конкурсный управляющий избегает общения относительно активов, дает неверную информацию или отказывает в осмотре лота.

Как назначается арбитражный управляющий

В этом случае СРО направляет суду список свободных в настоящий момент кандидатов, соответствующих представленным требованиям, из которого судья и подбирает специалиста.

Специалисты, которые назначены на столь ответственную должность, должны обладать высшим образованием и опытом работы; не иметь судимости и дисциплинарных взысканий, связанные с их профессиональной деятельностью; пройти стажировку в качестве помощника управляющего; пройти теоретический экзамен; заключить договор страхования ответственности.

В некоторых случаях может также потребоваться допуск к гостайне или узкоспециализированное образование.
При несогласии с назначенным кандидатом (например, при наличии у него личной заинтересованности в процессе), кредиторы вправе подать ходатайство о замене специалиста.

Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299. В документе должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 143 закона № 127-ФЗ, а именно данные:

  • об итогах инвентаризации и оценке имущества должника и сформированной конкурсной массе;
  • денежных средствах, которые поступили на счет юрлица-банкрота;
  • распродаже имущества;
  • размере требований, предъявленных управляющим к третьим лицам;
  • мерах по выявлению и истребованию имущества юрлица, которое находилось в пользовании третьих лиц;
  • ведении реестра требований, заявленных конкурсными кредиторами;
  • работе по закрытию банковских счетов юрлица-должника;
  • привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые довели юрлицо до банкротства, и др.

Статья 45. порядок утверждения арбитражного управляющего

Финансовый управляющий должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;
  • предоставить сведения об опыте руководства юридическим отделом или должности заместителя какого-либо городского чина со стажем не менее, чем один год;
  • пройти стажировку в качестве помощника человека с аналогичной должностью длительностью не менее 6 месяцев;
  • получить обязательное подтверждение полноты теоретических знаний;
  • у человека должна отсутствовать судимости или взыскания административного типа;
  • важное условие – отсутствие любых долговых обязательств перед кредитором или должником.

Финансовый управляющий должен обладать полной финансовой независимостью, так как только это условие гарантирует непредвзятое отношение и полноценное руководство с его стороны.

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов.

Группа кредиторов, обладающее большинством , принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.

Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п.

2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника.

Кто такой управляющий по банкротству

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего. (п. 5 в ред.
ФЗ конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей:

  • по собственному желанию, которое выражается путем подачи соответствующего заявления;
  • ходатайству СРО АУ, членом которой он является или являлся;
  • в других случаях.

Указанное выше ходатайство СРО АУ обязана направить в случае (ст. 20.5 закона № 127-ФЗ):

  • Выхода конкурсного управляющего из СРО АУ. В том случае, если ходатайство не поступило в течение 20 дней с момента выхода управляющего, его могут заявить участники процесса о несостоятельности.
  • Выявления ею фактов несоответствия конкурсного управляющего установленным требованиям либо выявления обстоятельств, препятствующих участию управляющего в деле.

Однако встречаются случаи, когда конкурсный управляющий не возвращает задаток в срок.

Для разрешения этой проблемы и возврата задатка конкурсным управляющим обязательно нужно знать, как поступить, используя свои права и инстанции, в которые можно осуществить обращение с жалобой для получения результата. КУ вернет задаток, если вы примите меры и напишите жалобу либо в СРО, либо в арбитражный суд.

Куда жаловаться на конкурсного управляющего Участвуя в торгах по банкротству, мы невольно можем столкнуться с неисполнением своих полномочий конкурсным управляющим.

В большинстве случаев это происходит, если КУ преследует свои интересы или негласно оказывает помощь третьему лицу, что запрещается Законом о банкротстве, при нарушении которого к конкурсному управляющему будут применены правомерные санкции. Если КУ нарушает ваши права, необходимо подать на него жалобу.

Как правило, имущество хранится в специально отведенных местах и иногда находится под охраной.

Перед покупкой лота нужно обязательно обращать внимание на обеспечение безопасности имущества, полагаясь на ответственность конкурсного управляющего.

Случается так, что до покупки на момент осмотра лота актив имеет хорошее состояние, а после покупки и смены собственника лот отдают совсем в другом виде и состоянии, то есть разукомплектованным.

Важно

Как назначается конкурсный управляющий КУ назначается арбитражным судом. Стать конкурсным управляющим – возможность не для каждого. Им может стать юрист, экономист или лицо, имеющее практику ведения хозяйственных работ.

Если вы хотите получить статус конкурсного управляющего, стоит помнить, что КУ имеет ненормированный график, работает с колоссальным объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества к реализации.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

Источник: http://vrkadoverie.ru/konkursnyj-upravlyayushhij-po-bankrotstvu-kak-naznachit-2/

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Требования к конкурсным управляющим

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица

Обязанности конкурсного управляющего

Права конкурсного управляющего

Отчет конкурсного управляющего

Вознаграждение управляющего

Освобождение конкурсного управляющего

Отстранение конкурсного управляющего

Имущественная ответственность конкурсного управляющего

Требования к конкурсным управляющим 

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее — закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). 

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). 

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица 

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45, 127 закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов. 

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ.

Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п.

 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

В том случае, если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

О правах и обязанностях конкурсного управляющего при банкротстве юрлица мы расскажем в следующих разделах статьи.

Обязанности конкурсного управляющего 

Обязанности конкурсного управляющего по банкротству как арбитражного управляющего закреплены в ст. 128, п. 2 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Управляющий должен:

  • принять имущество юрлица-банкрота, в течение 3 месяцев провести его инвентаризацию;
  • разместить результаты инвентаризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — Единый реестр) в течение 3 дней с момента ее завершения;
  • разместить в Едином реестре сведения о признании юрлица несостоятельным;
  • произвести поиск и возврат вещей, принадлежащих юрлицу и находящихся у третьих лиц;
  • уведомить сотрудников юрлица-банкрота о предстоящем увольнении;
  • взыскать имеющуюся задолженность с контрагентов банкрота;
  • вести реестр требований конкурсных кредиторов;
  • сдать документацию юрлица на хранение в государственный или муниципальный архив. 

Кроме того, к управляющему по банкротству применяются положения п. 2 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ об обязанностях арбитражных управляющих. В соответствии с ними управляющий должен:

  • информировать компетентные органы о выявленных им случаях административных или уголовных правонарушений;
  • информировать конкурсных кредиторов, СРО АУ, компетентные органы о выявленных признаках фиктивного или преднамеренного банкротства, ознакомиться с которыми можно в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства»;
  • информировать компетентные органы о выявленном факте нарушения обязанности по подаче заявления о банкротстве либо о нарушении срока подачи такого заявления, предусмотренного ст. 9 закона № 127-ФЗ.

Права конкурсного управляющего 

Права конкурсного управляющего при банкротстве закреплены в п. 3 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Итак, управляющий имеет право:

  • распоряжаться в установленном порядке имуществом юрлица-банкрота;
  • увольнять сотрудников юрлица, в том числе его директора;
  • отказываться от выполнения договоров, заключенных юрлицом, при отсутствии обстоятельств, которые препятствуют восстановлению платежеспособности юрлица;
  • оспаривать сделки и решения бывших руководителей юрлица;
  • заявлять о взыскании убытков с собственников и прежнего руководства банкрота;
  • заявлять иски о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности в случаях, установленных законом (подробности — в статье «Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве»). 

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ управляющий вправе:

  • созывать собрание конкурсных кредиторов либо комитет конкурсных кредиторов;
  • получать вознаграждение;
  • привлекать на договорной основе за счет юрлица-банкрота третьих лиц для обеспечения исполнения обязанностей управляющего;
  • отказаться от исполнения своих обязанностей, подав соответствующее заявление в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего 

Деятельность конкурсного управляющего по делу о несостоятельности завершается составлением отчета. Данный документ готовится:

  • После завершения расчетов с конкурсными кредиторами.
  • При прекращении производства заключением мирового соглашения вследствие отказа всех конкурсных кредиторов от своих требований и т. д. Подробнее см. в ст. 57 закона № 127-ФЗ. 

Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299. В документе должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 143 закона № 127-ФЗ, а именно данные:

  • об итогах инвентаризации и оценке имущества должника и сформированной конкурсной массе;
  • денежных средствах, которые поступили на счет юрлица-банкрота;
  • распродаже имущества;
  • размере требований, предъявленных управляющим к третьим лицам;
  • мерах по выявлению и истребованию имущества юрлица, которое находилось в пользовании третьих лиц;
  • ведении реестра требований, заявленных конкурсными кредиторами;
  • работе по закрытию банковских счетов юрлица-должника;
  • привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые довели юрлицо до банкротства, и др. 

К отчету прилагаются документы, указанные в п. 2 ст. 147 закона № 127-ФЗ:

  • реестр требований, заявленных конкурсными кредиторами, с указанием размера погашения таких требований;
  • перечень неудовлетворенных требований;
  • документы о распродаже имущества банкрота и пр. 

После рассмотрения отчета суд завершает/прекращает производство по делу о несостоятельности (п. 1 ст. 149 закона № 127-ФЗ).

Вознаграждение управляющего 

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  • Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  • Суммы процентов. 

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях. 

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности.

Освобождение конкурсного управляющего 

В соответствии с п. 1 ст. 144 закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей:

  • по собственному желанию, которое выражается путем подачи соответствующего заявления;
  • ходатайству СРО АУ, членом которой он является или являлся;
  • в других случаях. 

Указанное выше ходатайство СРО АУ обязана направить в случае (ст. 20.5 закона № 127-ФЗ):

  • Выхода конкурсного управляющего из СРО АУ. В том случае, если ходатайство не поступило в течение 20 дней с момента выхода управляющего, его могут заявить участники процесса о несостоятельности.
  • Выявления ею фактов несоответствия конкурсного управляющего установленным требованиям либо выявления обстоятельств, препятствующих участию управляющего в деле. 

Указанные ходатайства должны быть направлены в суд в течение 14 рабочих дней с момента принятия решения о выходе управляющего или принятия решения об обращении в суд при выявлении фактов несоответствия. 

Отстранение конкурсного управляющего 

Правила отстранения конкурсного управляющего закреплены в ст. 20.4, 145 закона № 127-ФЗ. Во-первых, управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по требованию собрания кредиторов или отдельных участников дела о несостоятельности (конкурсных кредиторов, уполномоченных госорганов и т. д.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В том случае, если с ходатайством обращается участник процесса, он должен представить доказательства, что действия управляющего нарушили его права и причинили / могли причинить убытки кредиторам или иным лицам.

Во-вторых, управляющий может быть отстранен от выполнения своих обязанностей при его исключении из СРО АУ:

  • за нарушение условий членства в данной организации;
  • нарушение действующего законодательства РФ. 

СРО АУ направляет соответствующее ходатайство в суд, который должен отстранить управляющего в течение 10 дней с момента поступления такого ходатайства.

В-третьих, управляющий может быть отстранен в том случае, если в отношении него вступило в законную силу решение о применении дисквалификации за совершение административного проступка. Подробнее о таком виде наказания читайте в статье «Дисквалификация как вид административного наказания».

После вступления указанного решения в силу Федеральная налоговая служба уведомляет о нем СРО АУ, которая, в свою очередь, уведомляет суд. Арбитражный суд не позднее чем на следующий день после получения уведомления отстраняет конкурсного управляющего и назначает нового. 

Имущественная ответственность конкурсного управляющего 

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;

Источник: https://rusjurist.ru/bankrotstvo/konkursnoe_proizvodstvo/konkursnyj_upravlyayushchij_po_bankrotstvu_yuridicheskih_lic/

Права и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий – это кто?

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

В момент, когда юридическое или физическое лицо оценено как банкрот арбитражным судом, может быть начата определенная процедура, необходимая для возврата долгов кредиторам. Данный процесс именуется конкурсным.

Это производство, которое требует определенного порядка и выполнения различных действий специально назначенными лицами, что прописано законодателем в нормативно-правовых актах.

А одним из основных участников дела о банкротстве является конкурсный управляющий, наделенный специфическими правами и обязанностями.

Конкурсное производство

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.

В общем, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.

В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.

Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д.

Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, функции, права и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.

Само конкурсное производство – это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.

Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.

В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, так же как и в частности конкурсное производство.

Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника.

Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Права

Полномочия и обязанности КУ закреплены в статье 129 ФЗ “О несостоятельности “. В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными – последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ. Они включают в себя:

  1. Принятие в ведение имущества должника, проведение инвентаризации в связи с этим.
  2. Внесение данных в Единый Федеральный Реестр сведений о банкротстве, а также информации, полученной в ходе описи имущества должника, в течение 3 рабочих дней с момента ее завершения.
  3. Принятие мер по обеспечению сохранности материальных ценностей объекта, признанного банкротом.
  4. Привлечение оценщика имущества должника, если этого требует закон.
  5. Совершение действий, направленных на поиск и возврат собственности обанкротившегося лица, которая находится у третьих лиц.
  6. Предупреждение работников об увольнении не позже чем через месяц после установления конкурсного производства.
  7. Ведение реестра требований кредиторов.
  8. Предъявление исков о взыскании долга к лицам, которые имеют обязательства перед обанкротившимся объектом.
  9. Сохранность документации должника и передача ее в соответствующие органы при необходимости.
  10. Заявление возражений в отношении выдвинутых требований кредиторов в определенном законом порядке.
  11. Заключение сделок, которые будут выгодны должнику (только с разрешения собрания или комитета кредиторов).

Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий это выполняет в течение трех месяцев с момента данного постановления. То есть он обязан прекратить выпуск товаров, оказание услуг или выполнение работ данной организацией.

Вердикт об окончании работы фирмы не может быть вынесен в тех случаях, когда это повлечет техногенную или экологическую катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ, КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ “Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования” (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ “О банкротстве”. Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Освобождение КУ

Конкурсный управляющий может быть освобожден или отстранен от выполнения своих обязанностей в соответствии со статьями 144 и 145 ФЗ.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы.

При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Подводя итоги, следует отметить, что конкурсное производство открывается судом только в тех случаях, когда другие операции по делу о банкротстве не принесли никакого результата или платежеспособность объекта восстановить нет возможности.

На данных этапах, как правило, у объекта банкрота есть множество невыполненных долговых обязательств и в связи с этим – множество неудовлетворенных кредиторов.

Именно в такие моменты наступает конкурсное производство.

Что свидетельствует о том, что конкурсный управляющий – это человек, выполняющий специфическую роль в данном процессе, о его значимости и необходимости в деле о несостоятельности.

Источник: http://fb.ru/article/170609/prava-i-obyazannosti-konkursnogo-upravlyayuschego-konkursnyiy-upravlyayuschiy---eto-kto

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.