Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Содержание
  1. С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в егрюл, либо вносятся в реестр
  2. Проверка сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ
  3. Проверка сведений, которые планируется внести в ЕГРЮЛ
  4. Как будет проходить проверка
  5. Дополнительные основания для отказа в государственной регистрации
  6. Практические выводы
  7. Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ об ООО в 2018 году
  8. Что такое недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, причины их внесения
  9. Как проверить достоверность сведений 
  10. Как исправить «пометку» в ЕГРЮЛ
  11. Ответственность за недостоверность сведений 
  12. Приказ ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года. Как проходит проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ?
  13. Когда налоговые органы вправе проверить сведения ЕГРЮЛ?
  14. Какими способами проводятся проверки и кто вправе их проводить?
  15. Обстоятельства, исключающие проверку
  16. Что будет, если установлена недостоверность данных?
  17. Что такое запись о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ и как её исправить
  18. Что такое недостоверные сведения?
  19. Каким образом информация, внесенная в реестр, становится недостоверной
  20. Последствия признания сведений недостоверными
  21. Какие сведения чаще всего становятся недостоверными
  22. Краткий алгоритм внесения изменений в ЕГРЮЛ
  23. Краткие выводы
  24. Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ сможет ли похоронить бизнес?
  25. Что же это будетозначать для бизнеса?
  26. В каких же случаях в егрюл включаютсязаписи о «пороке сведений» о юридическом лице, и кто может инициировать совершениетакого рода действия?
  27. Что же ожидает компанию, обозначенную вакте ФНС о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ? Есть ли у нее шансы на «выживание»?
  28. Чтоделать, если вы обнаружили запись о недостоверных сведениях?
  29. Последствияв случае не подтверждения достоверности сведений:

С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в егрюл, либо вносятся в реестр

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

В статье «Ужесточена ответственность за регистрацию «фирм-однодневок» и за внесение ложных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» мы писали о том, как федеральный закон от 30.03.15 № 67-ФЗ изменил ответственность за создание «фирм-однодневок» и внесение ложных сведений в государственные реестры.

Тот же закон наделил новыми полномочиями налоговые инспекции, которые с 2016 года смогут следить за достоверностью сведений, включаемых или уже содержащихся в ЕГРЮЛ.

Будут ли налоговики проверять достоверность сведений о действующих компаниях? Смогут ли они проверить данные об адресе организации? Что произойдет, если достоверность сведений о компании не подтвердится? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

На сегодняшний день налоговые инспекции не имеют ни обязанности, ни права проверять достоверность сведений, подаваемых для включения или уже включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако с 1 января 2016 года ситуация изменится. С этой даты любые сведения в ЕГРЮЛ могут быть проверены ИФНС, если имеются обоснованные сомнения в их достоверности.

Налоговики смогут проверить либо информацию, которая уже есть в ЕГРЮЛ (например, данные об адресе или руководителе), либо сведения, которые планируется внести в ЕГРЮЛ (например, при поступлении документов на реорганизацию, ликвидацию, внесение изменений в ЕГРЮЛ или учредительные документы).

Давайте разбираться, что и как будут проверять специалисты ИФНС.

Проверка сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ

Проверяя содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию, налоговые инспекции смогут установить факт недостоверности в отношении следующих данных:

  • об адресе (месте нахождения), по которому осуществляется связь с организацией;
  • об учредителях (участниках) организации;
  • о держателях реестров акционеров (для АО);
  • о размерах и номинальной стоимости долей (для ООО);
  • о Ф.И.О. руководителя, его паспортных данных и ИНН.

Если налоговики установят, что информация недостоверна, они направят в адрес организации, учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация должна будет или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о достоверности информации.

Если же ни того, ни другого не произойдет, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений.

То есть, по сути, с 2016 года закрепляется возможность внесения записи о недостоверности сведений об организации регистрирующим органом без заявлений самой организации и вынесения судебных решений. Кстати, на этот факт налоговики обращают внимание в пункте 2 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@, посвященное новым полномочиям инспекций по проверке сведений из ЕГРЮЛ.

Полагаем, что если добросовестная организация согласится с тем, что в ЕГРЮЛ, действительно, есть некорректные данные (например, там указаны старые паспортные данные директора), то, скорее всего, компания быстро предпримет меры для их уточнения.

А что произойдет, если компания пропустит 30-дневный срок и не успеет подтвердить, что информация достоверна? Из формулировок в законе получается, что сведения тогда тоже будут признаны недостоверными, что повлечет за собой внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Поэтому на уведомления налоговиков придется реагировать оперативно.

Опишем еще одно новшество, которое касается проверки уже содержащихся в реестре сведений. Со следующего года инспекции будут вправе вносить запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений на основании заявлений от физических лиц. Это может произойти, в частности, при следующих обстоятельствах.

Случается, что сведения о давно вышедших участниках организаций продолжают числиться в ЕГРЮЛ и эта информация годами не актуализируется (сами организации зачастую попросту не утруждают себя ее уточнением).

Со следующего года упомянутые физлица смогут направить налоговикам заявление о том, что соответствующие сведения в реестре являются недостоверными.

Проверка сведений, которые планируется внести в ЕГРЮЛ

Одна из норм комментируемого закона гласит: государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Важно отметить, что при реорганизации, ликвидации или изменении учредительных документов налоговики смогут приостановить государственную регистрацию для проверки вызывающих сомнение сведений.

Регистрация приостанавливается не более чем на месяц для проведения проверки «подозрительной» информации. Если данные о недостоверности подтвердятся, то в государственной регистрации подобных сведений заявителю откажут.

Возникает вопрос: будет ли описанный алгоритм применяться при регистрации вновь создаваемых организаций? Смогут ли налоговики приостановить регистрацию на время проверки сведений об учредителях, директоре или адресе компании? На этот вопрос ФНС России отвечает отрицательно: для вновь создаваемых юридических лиц процедуру приостановления налоговики применять не смогут (п. 1 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@). То есть новую организацию сначала зарегистрируют, внеся запись о ней в реестр, и лишь потом при необходимости налоговики смогут проверить сведения о ней.

Как будет проходить проверка

Как же будет проходить проверка? Что именно будут делать специалисты ИФНС при возникновении сомнений в достоверности информации? Комментируемый закон закрепил за ними право на проведение комплекса проверочных мероприятий (см. таблицу).

Мероприятия ИФНС по проверке сведений на достоверность

Изучение имеющихся в распоряжении налоговой инспекции сведений и документов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки.
Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки.
Проведение осмотра объекта недвижимости.
Привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Проведение перечисленных мероприятий требует их детальной регламентации.

Поэтому законодатели предусмотрели, что уполномоченный правительством РФ орган должен будет издать отдельный документ, касающийся проведения указанных проверок (пока такой документ не принят).

Однако уже сейчас можно предположить, что при проверке достоверности данных об указанном в ЕГРЮЛ адресе компании налоговики смогут:

  • получить объяснения от владельца помещения;
  • запросить справку о количестве арендаторов;
  • осмотреть объект недвижимости.

(О «юридическом адресе также см. «Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу» и «”Прописка” для организации: как решить проблему юридического адреса»).

Дополнительные основания для отказа в государственной регистрации

С 2016 года у налоговиков появятся дополнительные основания для отказа в государственной регистрации в случаях, когда учредителем или директором организации должны стать лица, которые раньше были замечены в участии в «проблемных» организациях (п. 3 письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@). Такие лица в течение трех лет не смогут выступать руководителями или участниками (учредителями) юридических лиц. Ограничения касаются тех физлиц, которые были связаны со следующими  компаниями:

  • исключенными из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у организации признаков недействующего);
  • по которым в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которым не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Подчеркнем, что среди оснований для отказа в регистрации фигурирует запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, о которой мы говорили выше.

Практические выводы

Получается, что запись о недостоверности информации негативно отразится на физических лицах, являющихся руководителями или учредителями таких организаций.

Их могут признать подставными лицами, и впоследствии отказать в регистрации в качестве учредителей и руководителей (о подставных лицах см. «Ужесточена ответственность за регистрацию «фирм-однодневок» и за внесение ложных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП»).

Кроме того, запись может навредить и самой организации. Дело в том, что в последнее время к проверке контрагентов добросовестные компании относятся все серьезные.

А значит, если в реестре появится запись о недостоверности сведений, то с такой ненадежной компанией попросту не станут сотрудничать (о проверке контрагентов см. «Какие меры могут свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента»).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2015/4/9754

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ об ООО в 2018 году

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Для борьбы с недобросовестными компаниями, или, как их называют, «однодневками», в свое время был принят Федеральный закон № 67-ФЗ от 30.03.15 года, с полным вступлением в силу с 1 января 2016 г. Одним из способов борьбы стала возможность для регистрирующего органа (а также для любого заинтересованного лица) внести в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности.

Во исполнение этого закона был принят ведомственный акт, Приказ ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Этим приказом Налоговая служба получила отличный инструмент для того, чтобы расправляться с неугодными компаниями.

Что такое недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, причины их внесения

Недостоверные сведения, как и стоит ожидать, это сведения, не соответствующие действительности. Применительно к ЕГРЮЛ, это сведения о компании, ее участниках, единоличном исполнительном органе, адресе, либо о проводимых изменениях, которые не отвечают признакам достоверности.

Разберем на примере адреса. В ЕГРЮЛ указан адрес компании, по которому, согласно законодательству, должна осуществляться связь с юридическим лицом, получение важной корреспонденции, наконец, там должен находиться ее директор.

А по факту по этому адресу находится нежилое помещение, на котором «висит» еще сотня компаний.

Связи никакой с искомой компанией нет, директора там ее и в помине не было, соответственно у регистрирующего органа возникают обоснованные сомнения в достоверности этих сведений.

Компании направляется «письмо счастья», где от нее требуется подтвердить достоверность сведений об адресе в ЕГРЮЛ. И если в течение 30 дней подтверждения не происходит, либо компания не меняет адрес на тот, где она действительно находится, то в ЕГРЮЛ появляется отметка о недостоверности сведений.

Последствия — если в течение 6 месяцев не убрать эту отметку, компанию исключат из ЕГРЮЛ как недействующую.

Как проверить достоверность сведений 

Тут все просто. Если вы думаете, что ваша компания, или компания вашего контрагента может быть «помечена», достаточно скачать выписку из ЕГРЮЛ с сайта ФНС, и проверить, нет ли в ней пометок о недостоверных сведениях.

Если пометок нет — значит сведений нет. Либо компания пока не успела заинтересовать налоговую и та ее пока не проверяет. Это к вопросу о том, что проверять нужно с некоторой периодичностью.

Если же пометка есть, значит нужно принимать меры, пока об этом не успели узнать контрагенты, и ее вообще не исключили из ЕГРЮЛ.

Как исправить «пометку» в ЕГРЮЛ

Как утверждают представители ФНС, необходимо предоставить документы, подтверждающие достоверность указанных сведений. Какие именно — они не говорят, дескать, заявители сами лучше знают, что нужно показать.

Если проблема с адресом — нужно предоставить договор аренды/субаренды, свидетельство о ГРП, выписку из реестра недвижимости. Либо сменить адрес.

Если проблема с директором — и он сам написал в налоговую о недостоверности — то тут лучше сменить директора, иное их не убедит. То же самое с участниками.

Ответственность за недостоверность сведений 

Ответственность тут самая различная. Как уже было указано, если пометку о недостоверности не убрать из ЕГРЮЛ в течение 6 месяцев, компанию исключат из реестра в порядке пп. «б» п. 5 ст. 21.1 ФЗ «О регистрации ЮЛ и ИП» №129-ФЗ от 08.08.2001г.

Также возможна ответственность в порядке п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, от 5 до 10 тыс. руб.

Если недостоверные сведения были внесены с использованием подставных лиц («номинальный» участник или директор), то тут уже есть риск попадания под статью УК РФ, а именно 173.1.

По умолчанию наказание либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору (консалтинговая компания по регистрации фирм), либо лицом с использованием служебного положения (директор заставил работников, к примеру), то наказание будет либо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

В любом случае необходимо всегда получать сообщения из налоговой, они всегда сначала предупреждают, а потом уже что-то делают. И всегда есть немного времени, чтобы таких последствий можно было бы избежать.

Источник: https://BiznesZakon.ru/ooo/nedostovernost-svedeniy-v-egryul

Приказ ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года. Как проходит проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ?

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?
Перейти к подготовке документов

До 2016 года проверка сведений ЕГРЮЛ налоговыми органами определялась двумя нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс России (ГК РФ). Здесь в статье 51 устанавливается обязательность проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ до государственной регистрации юридического лица, изменения его устава или внесения в реестр данных, не связанных с изменением учредительных документов.
  2. ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 4.2 статьи 9 этого закона установлены случаи, когда проводится проверка и средства ее проведения. При этом в пункте 4.3 этой же статьи установлено, что основания, условия и способы ее проведения, а также порядок использования результатов проверки определяются Федеральной налоговой службой России.

Во исполнение данного требования ФНС РФ 11 февраля 2016 года издала Приказ № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.

2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Этот нормативный документ как раз и закрепил основания, условия, способы проверок, а также определил органы, уполномоченные на проведение проверочных мероприятий, и правила применения их результатов. Действует указанный правовой акт с 5 июня 2016 года.

Помимо этого в данном Приказе закреплены новые формы документов, используемые гражданами и юридическими лицами при обнаружении несоответствия действительности информации, включенной в реестр:

  1. Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в реестр юридических лиц (форма р34002).
  2. Возражения заинтересованного лица против государственной регистрации организации, изменений ее устава, или включения о ней каких-либо сведений в ЕГРЮЛ (форма р38001).
  3. Заявление физического лица о недостоверности в ЕГРЮЛ информации о нем (форма р34001).

Когда налоговые органы вправе проверить сведения ЕГРЮЛ?

Согласно Приказу № ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года проверочные мероприятия могут быть назначены:

  • В том случае, если до внесения информации в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступят обоснованные возражения заинтересованного лица против ее внесения в реестр, и при этом этим лицом будут представлены доказательства изложенных в возражении обстоятельств.
  • Если будет установлено расхождение между данными, содержащимися в документах, представленных для регистрации заявителем и информацией, которой владеют налоговые органы.
  • Если при внесении в ЕГРЮЛ сведений об адресе будет установлено что:
    1. Указанный адрес является местом регистрации пяти и более юридических лиц.
    2. Объект недвижимости по данному адресу разрушен.
    3. Такой адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с организацией (по нему расположены воинские части или государственные органы).
    4. В отношении этого адреса в ФНС поступили возражения собственника помещения против регистрации по нему коммерческих компаний.
    5. Изменение адреса повлечет смену месторасположения организации, в отношении которой не окончена выездная проверка или еще не вступил в силу итоговый документ с результатами такой проверки.
  • В случае, когда в реестр юридических лиц вносятся данные о директоре или участнике ООО, в отношении которого ранее был установлен факт внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, или указанные лица были ранее привлечены за данные факты к административной ответственности, и при этом срок давности привлечения к ответственности еще не истек.
  • При предоставлении документов о реорганизации, если:
    1. В реорганизации участвуют два и более юридических лица.
    2. В результате реорганизации прекратит свою деятельность организация, в отношении которой не закончена выездная налоговая проверка, или у этой организации есть задолженность по налогам и сборам.

Важно!

Уже включенная в реестр юридических лиц информация может быть проверена также при поступлении в налоговую инспекцию заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Какими способами проводятся проверки и кто вправе их проводить?

Проведение проверочных мероприятий осуществляется способами, указанными в ФЗ №129 (пункт 4.2 статьи 9). К ним относятся:

  1. Изучение документов и сведений, которые имеются у регистрирующего органа (к ним относятся, и возражения заинтересованных лиц и объяснения, полученные непосредственно от заявителя, и другие документы, полученные от заявителей или по межведомственным каналам). Данные документы и сведения могут быть получены не только в ходе проведения регистрационных действий, но и при осуществлении налоговыми органами иных своих полномочий.
  2. Получение объяснений от лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки. Сотрудники инспекций вправе опросить любое лицо, если, по их мнению, оно обладает необходимой информацией. Для дачи показаний указанные лица вызываются в налоговую инспекцию, но если по уважительным причинам кто-то не может самостоятельно посетить инспекторов, то последние могут выехать для проведения опроса на дом.
  3. Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверочных мероприятий. Налоговые органы наделены широкими полномочиями по направлению различных запросов, как государственным органам и учреждениям, так и коммерческим компаниям и гражданам.
  4. Проведение осмотров объектов недвижимости. Осмотр проводится территориальной ИФНС, к ведению которой относится адрес объекта недвижимости. Осмотр должен проводиться либо в присутствии понятых, либо с использованием средств видеофиксации. Протокол подписывается лицом проводившим осмотр и понятыми (если они участвовали в нем). Если фиксация осмотра проведена путем видеозаписи, об этом делается отметка в протоколе.
  5. Привлечение специалистов и экспертов для участия в проверках. Этот метод используется, если для проведения проверочных мероприятий необходимы специальные знания (об этом делается отметка в документе, которым оформляется результат проверки). Для привлечения выносится постановление, копия которого пересылается организации, в отношении которой проводятся проверочные мероприятия и, иногда (при регистрации залога доли) заявителю.

Важно!

Если речь идет о проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ при регистрации вновь создаваемого юридического лица, то налоговые органы вправе использовать лишь один метод – изучение документов и информации, имеющихся у налоговых органов на момент внесения сведений в реестр.

Согласно Приказу права на проведение проверочных мероприятий имеют регистрирующие органы. Однако они могут передавать свои полномочия иным территориальным органам налоговой службы.

Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ ограничен сроком совершения регистрационного действия. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган приостанавливает регистрацию. Исключение здесь опять же составляют случаи регистрации компании при ее создании – приостановить данное регистрационное действие невозможно.

Обстоятельства, исключающие проверку

Приказ устанавливает обстоятельства, при которых даже при наличии оснований для проведения проверки сведений в ЕГРЮЛ, проверочные мероприятия не назначаются. К ним относятся случаи, когда:

  • Установлены основания для отказа в государственной регистрации.
  • От физического лица поступило заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
  • Возражения относительно внесения сведений в реестр подано с нарушением порядка его предоставления или не по форме, утвержденной для его оформления.
  • Не указаны обстоятельства, подтверждающие поданное возражение о внесении сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности данных реестра.
  • Не представлены доказательства подтверждающие обстоятельства подачи подобных возражений или заявлений.
  • Не приложены доказательства заинтересованности лица, подавшего возражение или заявление.
  • В качестве обстоятельств, на которых основаны возражение, указано, что форма изменения устава или сведений об организации не соответствует требованиям закона, либо что решение юридического лица о внесении сведений в реестр имеет характер оспоримости (то есть такое решение можно признать незаконным в судебном порядке).
  • Обстоятельства, указанные в возражении или заявлении опровергнуты вступившим в законную силу судебным актом.
  • Возражение отозвано подавшим его лицом.

Если регистрирующим органом выявлено хотя бы одно из этих обстоятельств, он в течение десяти рабочих дней уведомляет лицо, подавшее возражение относительно включения информации в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности подобных данных, об отсутствии основания для проведения проверочных мероприятий.

Что будет, если установлена недостоверность данных?

Последствия установления недостоверности информации, вносимой в реестр, зависят от того, внесена ли она в реестр или еще нет:

  • Если недостоверными признаны вносимые в ЕГРЮЛ данные, то налоговый орган отказывает в совершении регистрационного действия.
  • В случае признания недостоверными, уже внесенных, сведений:
    1. об адресе;
    2. об участниках;
    3. о размерах долей участников в уставном капитале;
    4. о залоге (ином обременении) долей;
    5. о лице, осуществляющем управление долями в ходе оформления наследственных прав;
    6. о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности (директоре ООО), регистрирующий орган направляет участникам и директору организации уведомление о том, что им необходимо предоставить достоверные данные.

Если участники или директор не выполнят требование налогового органа в течение тридцати дней с момента его направления, то в реестр будет внесена запись о том, что информация о данной организации в ЕГРЮЛ является недостоверной.

В том случае, если проверка инициировалась на основании представленных возражений о внесении информации в реестр или заявления о недостоверности данных ЕГРЮЛ, заявителю о результатах проверки сообщается не позднее чем в течение десяти дней после вынесения акта, являющегося результатом проверочных мероприятий.

Перейти к подготовке документов

Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, – напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

Полезный материал? Поделись ссылкой!

Источник: https://www.eregistrator.ru/protsess-registratsii/vzaimodeystvie-s-organami/proverka-dostovernosti-svedeniy-v-egryul/

Что такое запись о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ и как её исправить

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

10.05.2018

В последние 2 года налоговые органы приступили к активной «чистке» ЕГРЮЛ. Таким образом они массово ликвидируют неработающие, или нарушающие закон компании. Главным инструментом данного процесса является внесение записи о недостоверности сведений об юрлице, содержащихся в реестре. Чем это грозит компании и как организация может исправить данную «черную метку» расскажет наша новая статья.

Что такое недостоверные сведения?

Недостоверными, считаются сведения, которые вызывают какие-либо сомнения. При этом не все их виды могут быть признаны недостоверными. В частности, п.18 приказа ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ четко указывает, что к таковым относятся только данные об адресе юрлица, его учредителях и руководителе. Получается, что иные сведения, попавшие в ЕГРЮЛ, не могут быть признаны недостоверными.

Каким образом информация, внесенная в реестр, становится недостоверной

Сведения признаются недостоверными после проверки, проведенной ИФНС, либо в результате получения фискальными органами заявления заинтересованного лица.

Сотрудники налоговой инспекции могут получить подобные данные в результате выезда по юрадресу фирмы, обследования помещений, опроса физлиц, а также постоянного возврата корреспонденции, направляемой компании.

Однако самый простой способ возникновения сомнений в подлинности сведений, появляется тогда, когда сам заявитель направляет в ИФНС документы, противоречащие информации, уже находящейся в распоряжении налоговых органов.

Кроме того, материалы о неверных сведениях могут поступать в ответах различных органов, в которые чиновники ИФНС ранее направляли свои запросы.

Ну и, наконец, любое заинтересованное лицо имеет возможность сообщить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Например, собственник, узнав о том, что на его объекте числятся зарегистрированные фирмы, вправе направить письмо в ИФНС и сообщить регистрирующему органу о том, что он никогда не предоставлял им юрадрес.

Выяснив недостоверность сведений, ответственный инспектор направляет организации уведомление с требованием исправить или уточнить информацию. Закон дает предпринимателям на это 30 дней. И если компания не предпримет никаких действий, то налоговая служба внесёт в ЕГРЮЛ в графу «Дополнительные сведения» запись «Сведения недостоверны».

Последствия признания сведений недостоверными

Прежде всего, регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ в административном порядке через шесть месяцев после появления в реестре подобной записи (если, конечно, руководство фирмы не исправит ситуацию). Кроме того, директор компании может быть оштрафован на 5 000 – 10 000 рублей. При повторном правонарушении он вообще дисквалифицируется на 1-3 года (ст.14.25 КоАП РФ).

Ну, и наконец, организация с такой записью в реестре несет серьезные репутационные риски. Она точно не сможет участвовать в госзакупках и тендерах, да и коммерческие фирмы постараются не иметь с ней дело.

Какие сведения чаще всего становятся недостоверными

«Первенство» по недостоверности твёрдо удерживают сведения о местонахождении компании. Это очень распространенное явление, когда фирма, зарегистрированная по одному адресу, в реальности располагается в другом месте.

ИФНС легко «вычисляет» таких нарушителей и вносит соответствующие записи в реестр.

Кроме того, юрлица, зарегистрированные по адресу «массовой» регистрации, также рискуют попасть в число компаний, имеющих в ЕГРЮЛ отметку о неверных сведениях.

Остальные варианты встречаются гораздо реже. Например, одним из участников юрлица является другая компания. Последняя через некоторое время ликвидируется, однако учредители и владельцы «закрытой» фирмы напрочь «забывают» об её доле в уставном капитале другого юрлица.

В результате доля оказывается как бы «в подвешенном» состоянии, ведь она принадлежит уже несуществующему участнику. Выяснив данный факт, налоговый орган незамедлительно вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверных сведениях.

(Решение Московского арбитражного суда по делу № А40-169019/2017 от 04.12.2017 года).

Вообще понятие «недостоверности» трактуется налоговыми органами весьма и весьма широко.

Например, сведения об учредителе или директоре могут быть легко признаны недостоверными, если он является участником или директором «значительного количества организаций».

Например, человек числится директором в 10-15 фирмах и в один прекрасный момент он рискует увидеть в отношении себя в ЕГРЮЛ запись о недостоверных сведениях. (Решение Арбитражного суда Тульской области по делу №А68-3517/2017 от 14.11.2017 года).

Краткий алгоритм внесения изменений в ЕГРЮЛ

Прежде всего, необходимо составить протокол общего собрания или решение учредителя (участника) о внесении изменений в ЕГРЮЛ и Устав (когда в этом есть необходимость).

Как правило одновременные изменения в Устав и реестр вносятся только при смене юрадреса, если он зафиксирован в учредительном документе с указанием города, улицы, номера дома и офиса.

В случае же, когда адрес фирмы в Уставе ограничивается только городом (или иным муниципальным образованием), например – Самара, Москва, Санкт- Петербург, то изменения в Устав вносить не надо. Меняется только адрес в ЕГРЮЛ.

Поэтому мы советуем заявителям при одновременной смене адреса в Уставе и реестре, указать в качестве местонахождения в учредительном документе только город (или иное муниципальное образование), а в ЕГРЮЛ внести, как это и требуется, расширенный адрес со ссылкой на улицу, номер дома и офиса.

Важно также отметить, что при внесении изменений в Устав, необходимо сформулировать их текст. Он должен быть прописан в протоколе (решении). Кроме того, следует подготовить лист изменений в Устав, либо распечатать весь Устав, но уже в новой редакции.

Что же касается уточнения сведений об участниках и руководителях Общества, то эти данные содержатся только в ЕГРЮЛ. Они не указываются в учредительном документе, поэтому в этом случае изменения в Устав не вносятся.

Оформив локальные нормативные акты, можно приступать к подготовке заявления. Если одновременно с внесением изменений в ЕГРЮЛ будет меняться и Устав, то наряду с заявлением Р14001 необходимо заполнить и форму Р13001. Порядок подготовки этих документов стандартный. Он хорошо описан в приказе ФНС РФ № ММВ-7-6/25@.

Закончив с оформлением документов, необходимо оплатить госпошлину. Она уплачивается, когда юрлицо вносит изменения в Устав. Сформировать платежку можно на сайте ФНС РФ по адресу https://service.nalog.ru/gp2.do. Её размер на сегодняшний день составляет 800 рублей. Важно также помнить, что за простое внесение изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001 госпошлина не взимается.

Завершив подготовку пакета, следует тщательно проверить все документы. Ошибки и описки недопустимы. Они однозначно приведут к тому, что ИФНС откажется внести изменения в реестр, и человек впустую потратит своё время и деньги.

Далее лицо, ответственное за внесение изменений и подачу документов, распечатывает все бумаги и относит их к нотариусу. Последний удостоверяет заявление по форме Р14001 (а также Р13001, если оно имеется).

Кроме того, нотариальному удостоверению подлежит Устав в новой редакции (или лист изменений к нему).

А если учредительный документ не содержит указания на то, что решение общего собрания (единственного участника) подтверждается исключительно подписями участников, либо он прямо требует их нотариального удостоверения, то придется, ко всему прочему, удостоверить у нотариуса ещё и протокол (решение).

Ну и наконец, на самом последнем этапе заявитель относит документы в регистрирующий орган в своем субъекте РФ или в ближайший МФЦ. Кстати, можно вообще обойтись без посещения ИФНС и многофункционального центра, если у представителя фирмы имеется ЭЦП. В этом случае он вправе переслать пакет для регистрации через сайт Госуслуг.

Краткие выводы

Итак, закон относит к недостоверным далеко не все неверные сведения. Это, конечно, хорошо. Но не надо обольщаться. Как показывает практика, ИФНС очень широко трактует данное понятие.

Любая фирма может получить запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, при этом инспекторы используют не только открытые данные, содержащиеся в самой выписке, но также информацию, которая находится в базе и в ранее поданных заявлениях.

Например, данные об участнике – юрлице, будут всегда признаны недостоверными, если оно зарегистрировало в реестре изменения в отношении самого себя (смена адреса, наименования и так далее), но при этом «забыло» подать новые сведения по форме 14001 в компании, где данное юрлицо числится участником.

Или, другой пример: директора обычно не извещают налоговую инспекцию о смене своего контактного телефона. А ведь заявление по форме 14001 содержит для этого отдельную графу – 3.7. Не дозвонившись до руководителя компании, сотрудник ИФНС имеет полное право инициировать внесение записи о недостоверности сведений.

Поэтому мы рекомендуем нашим читателям очень внимательно подходить к актуальности информации, находящейся в ЕГРЮЛ. Небрежное отношение к этому вопросу легко приводит не только к штрафам и дисквалификации, но и к административной ликвидации компании.

регистрация изменений

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/chto-takoe-zapis-o-nedostovernykh-svedeniyakh-v-egryul-i-kak-eye-ispravit/

Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ сможет ли похоронить бизнес?

Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Первое сентября это не только праздник знаний, но и начало «бизнес-сезона»после летних каникул. Сентябрь в этом году также дает старт массовымисключениям организации из ЕГРЮЛ.

Что же это будетозначать для бизнеса?

Государствов очередной раз пытается «закрутить гайки» в отношении «недобросовестных»участников гражданского оборота, указавших при государственной регистрации недействительнуюинформацию, либо своевременно не изменивших ее.

В этих целях с 01 сентября 2017года вводится в действие «механизм» исключения юридического лица из ЕГРЮЛ приналичии записи о недостоверности сведений о нем(01.09.2017 года вступил в силу п.5 ст.21.

1Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» 129-ФЗ).

Согласноэтого «механизма» предусматривается, что налоговая инспекция вправе принятьрешение о предстоящем удалении компании из ЕГРЮЛ при наличии одновременноследующих условий:

а) в нем имеется «галочка» о «пороке данных» об организации;

б) временной интервал нахождения такой записи в ЕГРЮЛсоставляет свыше 6 месяцев.

На первый взгляд все кажется ясным ипонятным, не имеющим каких-либо подвохов.

Однако законодатель не учел отдельныхмоментов. Скажем так, что возможность включения в ЕГРЮЛ отметки о сомнительномхарактере информации о юридическом лице существовала и до внесения измененийФедеральным законом от 28.12.2016 года №488-ФЗ.

Последним фактически введенатолько лишь«конструкция» выбытияорганизации из ЕГРЮЛ при наличии подобной отметки. По общему правилу,закрепленному в ст. 4 ГК РФ, нормы закона не имеют обратной силы и не могутприменяться к отношениям, возникшим до введения его в действие, если иное прямоне установлено этим актом.

Рассматриваемый законне содержит оговорок о допустимости распространения его положенийна ранее сложившиеся отношения. Помимо этого, он направлен в сторону утяжеленияположения недобросовестных организаций.

Поэтому представляется логичным вывод отом, что в зоне риска «принудительного» прекращения деятельности точно находятсяте компании, запись о недостоверности сведений которых будет внесена в ЕГРЮЛпосле 01.09.2017 года, и с даты ее появления истечет более полугода.

Организацииже, получившие метку о несоответствии данных действительности до сентября этогогода, фактически находятся в подвисшем состоянии. Вряд ли законодатель желалуберечь их от «принудительного окончания» деятельности.

Разумным было быуравнять и тех, и других, предоставив последним шестимесячный срок, исчисляемыйне с даты проставления «галочки» в ЕГРЮЛ о неправильной информации о фирме, а смомента вступления в силу соответствующих норм вышеназванного закона. Какойпуть изберет судебная практика, покажет время. Однако однозначно стоит ожидать,что налоговые органы не будут учитывать такие нюансы, и в первую очередьприступят к реализации указанного порядка в отношении «примелькавшихся»компаний.

В каких же случаях в егрюл включаютсязаписи о «пороке сведений» о юридическом лице, и кто может инициировать совершениетакого рода действия?

Законодательствоназывает закрытый перечень подобных ситуаций. Нобольшая часть записей о недостоверности, на сегодняшний день, внесена в связи с массовыми проверками адресов компаний. Автоматически в этот список попадают следующие категории адресов:

  • массовый адрес, который используется более 5 юридическими лицами – это поводдля новых встреч с налоговой всем компаниям, размещеннымв бизнес-центрах;
  • адрес имеет статус жилого помещения, которое не принадлежит на праве собственности директору, либо одному из учредителей, обладающему более 50% уставного капитала (еще один повод «подергать» бенефициаров компании, в том числе членов семьи директора и собственников);
  • адрес, покоторомунаправляютсяпочтовыеотправленияизналоговогооргана, возвращаютсяспометкойадресатотсутствует (компании должны урегулировать получение корреспонденции по юридическомуадресу: открытие абонентского ящика в почтовых отделениях, договориться с почтальоном об адресной доставке корреспонденции ит.п.);
  • адрескомпанииуказанбезопознавательныхпризнаков (номера офиса, помещения и т.п.) сначала это было разрешено, а теперь выставляется как признак подозрительности;
  • поадресукомпаниинаходитсястроение, котороеневозможноэксплуатироватьпоназначению (разрушено, переведено в иной статус, не позволяющий располагать офис, и т.д.) таким компаниям, как автомастерские или автосервисы, офис не нужен они часто регистрируются в гаражных кооперативах;
  • адресфирмынесоответствуетданнымофициальногоклассификатораадресов (КЛАДР). Например, по данным ЕГРЮЛ адрес компании указан: ул.Пушкина, д. 10Б, а в КЛАДР есть только адрес: ул.Пушкина,д.10А, дома с литерой Б не существует.

Также пометка добавляется в случае обращенияфизического лица, содержащего сообщение о неверности упомянутых, о нем вреестре данных. Кроме того, отметка может возникнуть вследствие принятия регистрирующиморганом письменных контрдоводов заинтересованных лиц касательно грядущейгосударственной регистрации изменений устава организации или внесенияинформации в реестр.

Что же ожидает компанию, обозначенную вакте ФНС о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ? Есть ли у нее шансы на «выживание»?

Ответы на поставленные вопросы находятся в непосредственнойвзаимосвязи с избранным законодателем способом доведения до широкойобщественности сообщения о назревающем «избавлении от непорядочной организации».

В качестве единственного источника опубликования таких сведений называетсяжурнал «Вестник государственной регистрации».

Одновременно уточняется, что уведомление должно содержать «краткое руководство»к действию по направлению мотивированных заявлений исключаемого юридическоголица, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могутпострадать в результате реализации этой процедуры.

Такой способ извещения имеет определенный минус, потому как в повседневнойжизни лишь небольшой процент участников гражданского оборота с определеннойпериодичностью отслеживает размещенную в вышеназванном издании информацию.

Поэтомусама «недобросовестная» компания и остальные лица, слишком поздно могут узнатьо предстоящем или уже завершенном процессе исключения компании из ЕГРЮЛ и не смогут своевременно принять меры по своей защите.

Суды в схожих спорах, касающихся пропуска сроков для предоставлениямотивированных возражений против исключения недействующего юридического лица, неподдерживают позицию «потерпевшей стороны» (Определение ВС РФ от 13.06.2017года № 310 – КГ 17 – 5981 по делу № А08-4492/2016).

Наиболее оптимальным представляется вариант «размещения» подобныхсведений в ЕГРЮЛ в отдельном разделе, как например, при ликвидации.

Как указано выше, закон предоставляетправо, самой компании, ее кредиторам или иным лицам, чьи права (интересы) могутбыть затронуты вследствие прекращения ее деятельности, направлятьмотивированные заявления. При наличии таких документов, решение об исключенииюридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Соответственно, организации,желающей избежать удаления о ней записи из реестра, достаточно либосамостоятельно подготовить обоснованное возражение, либо для создания «массовойатаки» – «найти» кредиторов или иных заинтересованных лиц, которым не безразличнаее дальнейшая судьба.

Не исключено, что такими могут быть работники или бывшиесотрудники компании.

Если компанияисключена из ЕГРЮЛ, в связи снедостоверными сведениями, директору и учредителям нужно быть готовыми к следующим последствиям:

1)На три года они попадают в «черный список”, т.е. не смогут зарегистрировать ни одной новой компании сосвоим участием, а также войти в состав участников ни одной действующей компании на территории РФ.

2) Управляющий составкомпании может быть привлечен к субсидиарной ответственности по любым долгамс 28 июня 2017 г. (ФЗ-488 от 28.06.2017г.).

Чтоделать, если вы обнаружили запись о недостоверных сведениях?

1) В течение 30-ти дней с момента направления налоговым органом Уведомления следует подтвердить реальность «адреса». Для этого нужно предоставить в налоговую документы, подтверждающие достоверность сведений:

  • договор аренды/безвозмездного пользования;
  • платежные поручения, подтверждающие оплату по договору;
  • не лишним будет предоставить фотографии офиса и всех рабочих мест (желательно с работниками), рекламные конструкции;
  • письменные объяснения директора, а также, повозможности, собственника помещения.

2) Внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения,т.е. в случае, если адрес компании является фиктивным, единственным вариантом остается внестиизменения в части местонахождения фирмы.

Последствияв случае не подтверждения достоверности сведений:

1) С 01.09.2017г. исключение организации из ЕГРЮЛ;

2) Блокировка расчетных счетов;

3) Отказ в регистрации новыхкомпаний директору и всем учредителям, покаимеется подобная запись о недостоверных сведениях.

Известно, что естьмного противников нововведения, но существуют компании, которые поддерживают его,порталЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Источник: https://zachestnyibiznes.ru/blog/zapis_nedostovernosti_svedeniy_egrul

Российский юрист
Добавить комментарий