Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Содержание
  1. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
  2. Порядок обжалования
  3. Административное обжалование и судебное производство
  4. Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему
  5. Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет
  6. Досудебный порядок урегулирования спора: этапы
  7. Рассмотрение жалобы по существу
  8. Итоги
  9. Налоговые споры: досудебное урегулирование и судебная практика
  10. Субъект, предмет и основание налоговых споров
  11. Урегулирование конфликтов
  12. Досудебное урегулирование
  13. Урегулирование через суд
  14. Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров
  15. Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется
  16. Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования
  17. Налоговая медиация
  18. Урегулирование налоговых споров в 2018 году – в досудебном порядке, способы, общая характеристика
  19. Основные сведения
  20. Что нужно знать
  21. Функции, выполняемые отделом
  22. Действующие нормативы
  23. Способы урегулирования налоговых споров (общая характеристика)
  24. Этапы процедуры
  25. При досудебном
  26. При судебном
  27. Какая эффективность
  28. Проблемные вопросы
  29. Плюсы и минусы
  30. О досудебном порядке в налоговых спорах
  31. Несоблюдение досудебного порядка в налоговых спорах
  32. Соблюдение досудебного порядка в ходе рассмотрения дела 
  33. Право налогоплательщика на судебную защиту

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Современное налоговое законодательство дает налогоплательщикам широкие права в том случае, если им приходится сталкиваться с нарушением материальных или процессуальных требований закона.

Так, налоговый кодекс предоставляет ему выбор способа защиты при незаконных притязаниях со стороны налогового органа.

В такой ситуации гражданин может выбрать между досудебным порядком обжалования и обращением за защитой своих интересов в судебные органы.

  • [ps2id url=offset=]Порядок обжалования [/ps2id]
  • [ps2id url=#pht1 offset=]Административное обжалование и судебное производство[/ps2id]
  • [ps2id url=#pht2 offset=]Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему.[/ps2id]

Каждый из вариантов восстановления нарушенных прав имеет как плюсы, так и минусы. Если говорить о досудебном урегулировании спорной ситуации, то к ее плюсам можно отнести:

  • Возможность судебной защиты в случае неблагоприятного исхода административной процедуры обжалования.
  • Отсутствие денежных затрат в виде необходимости оплаты государственной пошлины.

Но у этого порядка есть и один существенный недостаток – тридцатидневный срок рассмотрения жалобы, который предоставлен законом должностным лицам налоговой службы. Такой длительный срок решения вопроса может неблагоприятно сказаться на предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Яркий пример негативных последствий действий налоговиков – запрет проведения банковских операций. Этот запрет будет действовать все время рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом, а в случае признания административной жалобы необоснованной еще и время рассмотрения обращения в судебные органы.

Именно поэтому важно точно определить, что административное урегулирование спора позволит избежать судебной тяжбы.

Порядок обжалования

Решить вопрос о том, какой порядок обжалования выбрать, не так просто как кажется на первый взгляд. Необходимо полноценно изучить все нюансы ситуации, учесть интересы лица, чьи права нарушены, определить серьезность нарушения закона сотрудниками налоговой службы.

Все эти аспекты указывают на то, что сделать выбор без глубоких знаний законов и особенностей работы налоговиков невозможно, и поэтому стоит посоветоваться с профессионалом, который поможет принять оптимальное решение, позволяющее свести к минимуму негативные последствия нарушения частных интересов.

Высококвалифицированный специалист изучит все аспекты проблемы и подберет верную стратегию восстановления прав клиента. В случае когда речь идет о досудебном порядке, юрист подготовит жалобу, соответствующую всем требованиям закона, и будет представлять интересы налогоплательщика в ходе разбирательства.

Административное обжалование и судебное производство

Одним из наиболее существенных моментов спора с налоговой службой является законодательно предусмотренная возможность одновременного возбуждения двух процедур – административного обжалования и судебного производства.

Помимо этого, в любом случае возбуждения спора можно попросить о приостановлении действия спорного нормативного акта. Для этого нужно подать ходатайство об этом вышестоящему должностному лицу или написать заявление об обеспечительных мерах в суд.

Исходя из судебной практики, суды часто устанавливают обеспечительные меры, о которых просит заявитель. При этом вышестоящая налоговая инстанция нередко отказывает в приостановлении действия решения инспектора, так как она мало заинтересована в исходе дела, который будет благоприятен для налогоплательщика.

Именно этим и обосновано привлечение высококвалифицированных правоведов, которые смогут грамотно и быстро защитить законные интересы налогоплательщиков.

Как и любой другой правовой спор, досудебная процедура обжалования решений и действий налоговых органов четко прописана в законодательстве. Основные аспекты установленных законом правил обращения налогоплательщика за защитой своих интересов заключаются в определенных особенностях досудебного порядка урегулирования разногласий.

Определенный срок, предоставленный для подачи жалобы на действие, нарушающее законные интересы гражданина равен девяноста дням, и начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что его права нарушаются. Этот срок можно продлить, но придется доказывать уважительный характер его пропуска.

Существует и максимальное время, когда можно обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности. Такой срок равен одному году, но он начинается с момента, когда решение было оглашено.

Исключительный характер формы подачи жалобы – она обязательно подается в виде письменного документа.

Специфичный порядок подачи предполагает необходимость обращения с жалобой в тот налоговый орган, который вынес решение или совершил действие, противоречащее закону. У инспекции есть три дня, чтобы передать заявление в инстанцию, правомочную рассматривать его.

Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему

Уполномоченный орган может: удовлетворить заявление, и соответственно признать решение не соответствующим нормам закона, может отказать в удовлетворении, может изменить решение, а может выдать новый акт правоприменения, отличный от решения первой инстанции, может отменить акт и закрыть дело.

Рассматривается заявление в течение месяца, этот срок может быть продлен еще на полмесяца, это возможно в случае запроса дополнительных документов и доказательств.
После вынесения решения по спору ответ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Наиболее частым нарушением в порядке рассмотрения жалоб граждан является пропуск срока рассмотрения. И в такой ситуации помощь юриста становится жизненно необходимой.

Именно специалист, контролируя рассмотрение дела, может проследить за соблюдением процессуального законодательства.

В том же случае, если сроки все-таки будут нарушаться, юрист сможет использовать этот факт в ходе дальнейшего разбирательства.

Важным правовым моментом в административной процедуре обжалования является составление налоговым органам специального документа, в который вносятся результаты проверки инспекции относительно того, соответствуют ли доводы в жалобе реальному ходу дел.

Обжаловать этот акт в ходе рассмотрения жалобы нельзя, но можно подать на него свои возражения. Срок на их подачу составляет пятнадцать дней.

Если налоговый орган получает такие возражения, то он обязан в течение трех дней собрать жалобы сторон и обсудить все указанные в возражении несоответствия.

Наша компания всегда готова помогать добросовестным плательщикам налогов и разрешать любые спорные ситуации в пользу лица, чьи права нарушаются налоговыми органами нашего государства.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Источник: https://digivi-cctv.ru/vash-yurist/dosudebnyj-poryadok-uregulirovaniya-nalogovyx-sporov

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом.

Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу.

Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст.

140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст.

140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок.

Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Налоговые споры: досудебное урегулирование и судебная практика

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

В последние годы налоговые споры происходят всё чаще. По словам экспертов, в будущем их число не уменьшится, а только увеличится. О том, что представляют собой подобные разногласия и как их урегулировать, поговорим подробнее.

Субъект, предмет и основание налоговых споров

Данный вид споров возникает между участниками налоговых отношений. К их числу относятся граждане страны, компании и предприятия, которые обязаны платить налоги. Кроме них – налоговые агенты (те организации, что обязаны делать перечисления в ПФР, ОМС и налоговую), собственно налоговая инспекция и таможня. Все они и формируют собой такую категорию, как «субъекты налоговых споров».

Предметами споров становятся права и обязанности участников налоговых отношений, а точнее, несогласие одной стороны с действиями или бездействием другой.

Так, если инициатором спора является налогоплательщик, значит, по вине инспекторов были нарушены его права, что и послужило основанием для обращения в суд. Если в роли истца выступает представитель налоговой инспекции, значит, основанием для возникновения спорной ситуации послужило нарушение налогоплательщиком норм действующего законодательства.

Урегулирование конфликтов

Такие разногласия могут быть урегулированы как в досудебном порядке, так и в суде. Как показывает практика, предприниматели стараются конфликты решать мирным путем, не привлекая органы судебной власти. Хотя эксперты признают судебный процесс более эффективным способом восстановить права налогоплательщика.

Если инспектор нарушит правила контроля, грамотный адвокат по налоговым спорам легко сможет доказать этот факт. Правосудие может оказаться на стороне налогоплательщика, даже если в ходе проверки будет обнаружено, что он нарушил закон.

Каждый налогоплательщик вправе самостоятельно решить, каким образом будет урегулирован возникший конфликт с налоговой. Нередки случаи, когда предприниматели, не желая ссориться с госслужащими, стараются не доводить дело до суда. Однако по мнению экспертов такой поступок не всегда приводит к ожидаемому положительному результату.

Досудебное урегулирование

Если после камеральной или выездной проверки инспектор решает привлечь лицо к ответственности, а налогоплательщик с этим решением не согласен, применяется досудебное урегулирование налоговых споров.

Любые другие решения налогового инспектора можно оспаривать через суд.

Если предприниматель попробует уладить проблему в досудебном порядке, то решение инспектора (если он будет с ним не согласен) можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

На подачу апелляции отводится 10 дней. В течение месяца (иногда дается 1,5 месяца) после ее получения налоговая должна отреагировать. Если это не происходит, то в течение трех месяцев налогоплательщик имеет право обратиться в суд.

Преимущества досудебных разбирательств заключаются в следующем:

  • подавая жалобу в налоговую, не нужно платить госпошлину;
  • если жалоба будет рассматриваться в суде, нужно будет еще и оплачивать услуги адвоката.

Досудебное решение конфликтов проводится в режиме конфиденциальности. Предпринимателю не нужно переживать, что процесс испортит его репутацию. К тому же обращение в вышестоящую налоговую инстанцию не способно усугубить его положение. И еще один плюс: налогоплательщик, обратившийся с жалобой, может следить за ее продвижением на официальном сайте налоговой службы.

Далеко не все знают о подобной возможности, они обращаются в суд, полагая, что так дело пойдет быстрее, но тем самым лишь увеличивают свои расходы. Сегодня во многих случаях обращение не в суд, а в вышестоящие налоговые инстанции становится обязательным. Те, кто не уверен, что сделает всё правильно, обращаются к юристу, адвокату по налоговым спорам.

Урегулирование через суд

Судебная практика по налоговым спорам показывает: такие конфликты вызывают сложности даже у адвокатов, специалистов в данной области. Причина в том, что налоговое законодательство часто меняется. Даже опытному юристу легко запутаться в новшествах.

Ему приходится учитывать не только требования отдельных ведомств, но и судебную практику по этим делам. Простой обыватель, не владеющий необходимыми знаниями и опытом, с такой задачей не справится.

Потребуется помощь квалифицированного специалиста с большим опытом.

Налоговые споры в последние годы происходят всё чаще, «рекордсменом» стал 2016 год. Многие ошибки налогоплательщиков признаются «типовыми», и эксперты рекомендуют всем ознакомиться с судебной практикой, чтобы подобные нарушения не совершать. Например, инспекторы доначисляли налоги, налагали штрафы, насчитывали пени в тех ситуациях, когда:

  • собственник существенно занижал продажную цену объекта недвижимости (ООО «Деловой центр Минаевский»);
  • владелец заведения общепита не отражал выручку по кассе, скрывал реальные доходы (сеть ресторанов «Корчма Тарас Бульба»);
  • владелец предприятия в ходе налоговой проверки не предоставил инспектору первичную документацию (ООО «ВостСибНефть»);
  • налогоплательщик заключал формальные договоры, что привело к снижению реальной суммы дохода от реализации продукции (ОАО «Ульяновский механический завод №2»).

Итак, налоговые споры возникают между участниками налоговых отношений. Эти конфликты можно урегулировать как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства. В последнем случае рекомендуется обратиться за помощью к опытному адвокату по налоговым спорам.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/nalogovyie-sporyi-dosudebnoe-uregulirovanie-i-sudebnaya-praktika.html

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Источник: https://rusjurist.ru/reshenie_sporov/dosudebnoe_uregulirovanie/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Урегулирование налоговых споров в 2018 году – в досудебном порядке, способы, общая характеристика

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Как происходит урегулирование налоговых споров в 2018 году подробно указано в Налоговом Кодексе РФ и иных законодательных актах.

Зная имеющиеся нюансы можно отстоять персональные интересы. В области налогообложения всегда имелось огромное число конфликтных ситуаций.

Споры между сторонами редко когда удается решить мирным путем, из-за чего возникает необходимость в обращении в судебный орган.

Как итог, это привело к серьезной загруженности судов и регулярному затягиванию делопроизводств. Рассмотрим подробней порядок урегулирования налоговых споров в суде и до него.

Основные сведения

Процедура урегулирования налоговых споров несет под собой огромное число нюансов, о которых важно знать.

Благодаря этому есть возможность отстоять свои интересы и возможно выиграть дело в судебном органе, если в него последует исковое заявление.

Что нужно знать

Любую разновидность спора можно решить без обращения в судебный орган. Для этого вполне достаточным будет подписать договор о досудебном урегулировании.

Некоторые ситуации требуют подписание такого документа, несмотря на отсутствие желания одной из сторон.

Из этого делается выбор, что досудебное урегулирование может быть:

  • добровольным;
  • и обязательным.

Одновременно с этим стороны могут выступать категорически против досудебного урегулирования и твердо стоять на решении вопроса в судебном органе. В данной ситуации речь идет о промежуточном этапе.

В ситуации с налоговыми разбирательствами, попытка обращения в вышестоящий орган, а не в суд, относилась бы к добровольной.

Начиная с 2014 года, досудебное урегулирование конфликтов в области налогообложения считается обязательным всем налогоплательщикам.

В большинстве случаев они формируются из-за непонимания различных норм российского законодательства. По этой причине могут возникать сложности в период налогового аудита.

В случае несогласия налогоплательщика с решением квалифицированных проверяющих налоговиков, то можно приступить к процессу обжалования.

С целью решения конфликтных ситуаций рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам. В таком случае на них нужно составить нотариальную доверенность.

Функции, выполняемые отделом

На основании Приказа ФНС РФ от июня 2008 года внутри налоговой системы России были сформированы специализированные отделы досудебного аудита.

Основная цель формирования таких структурных отделов заключается в обеспечении процесса рассмотрения налоговых споров на обоих этапах:

  • изучения акта налогового органа;
  • оспаривания действий конкретных должностных лиц.

Структурные подразделения урегулирования налоговых споров берут на себя такие функции:

  • проверка жалоб граждан по вопросу различных налоговых решений;
  • рассмотрение сформированных разногласий по результатам заключения актов проверок;
  • подготовка заключений по предоставленным жалобам.

Именно эти функции являются основными.

Действующие нормативы

Основным законодательным актом выступает Налоговый Кодекс РФ. В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 139.2 Указывает на перечень сопровождающей документации, которая может быть приложена к жалобе
Ст. 139 Отображает правила подачи жалобы
Ст. 139.3 Отображает период обжалования

Указанные нормы НК РФ являются наиболее значимыми в данном вопросе. Дополнительно рекомендуется ознакомиться на сайте ФНС  с Письмом от сентября 2013 года, в котором указаны правила составления жалобы.

Способы урегулирования налоговых споров (общая характеристика)

Как показывает арбитражная практика, обращение в налоговый орган часто не дает результатов. Несмотря на это, многие компании не хотят наживать себе врагов, давая тем самым предпочтение мирному решению вопросу.

Обращаться в судебные органы лица не решаются, даже при высоком риске получения отказа.

Несмотря на это, каждое физическое и юридическое лицо самостоятельно устанавливается для себя модель поведения в подобных ситуациях, но стоит помнить, что из-за беспечного отношения у руководства налогового органа можно быть возвышено чувство безнаказанности.

Этапы процедуры

В зависимости от того, о досудебном урегулировании идет речь либо же об обращении в судебный орган, возникают различные особенности, о которых крайне важно знать. По этой причине целесообразно ознакомиться с каждой ситуацией по отдельности.

При досудебном

Российское законодательство в некоторых ситуациях предусматривает досудебное обязательное решение возникшего конфликта. Бланк договора о досудебном урегулировании споров можно скачать здесь.

Одним из них является принятие налоговым органом решения относительно привлечения налогоплательщика к ответственности либо же наоборот, отказ.

Оно может быть принято по результатам выездной либо же камеральной проверки. Иные ситуация могут быть сразу поданы на рассмотрение в судебный орган.

После того, как будет сформировано заключение (в обязательном порядке предоставляется в течении первых 5 календарных дней с момента составления), налогоплательщику нужно составить по общепринятым правилам апелляционную либо же стандартную жалобу в вышестоящий орган.

Апелляция подлежит формированию в течении первых 10 календарных дней с периода вручения принятого решения, действие которого на момент изучения жалобы будет приостановлено.

Принятый ответ от территориального налогового органа должен быть предоставлен в течении 30 календарных дней после принятия составленной жалобы. В некоторых ситуациях период подлежит продлению до 1,5 месяцев.

При судебном

В том случае, если сформированная жалобы в вышестоящий орган не принесла должных результатов, на которые рассчитывали налогоплательщики, то у них появляется возможность обжаловать решение путем формирования иска в судебный орган.

Для этого законодательство РФ отводит 90 календарных дней. Необходимо обращать внимание на то, что процедура урегулирования налоговых споров обладает некоторой сложностью, которая заключается в том, что даже квалифицированные юристы не могут сориентироваться в неоднородном и одновременно с этим огромном массиве нормативно-правовой документации.

Помимо этого процедура усложняется необходимостью в учете ведомственной инструкции и обширностью принятия решения по подобным вопросам на практике.

Исходя из этого, решить подобные споры в суде самостоятельно невозможно, из-за чего нужно обращаться за помощью к опытным специалистам.

Какая эффективность

Многие специалисты в сфере налоговых споров заверяют в эффективности досудебного разбирательства. Особенно, когда данная разновидность процедуры является обязательной.

В 2018 году эффективность досудебного урегулирования споров заключается в комфортном и одновременно легком выяснении возникших налоговых конфликтных ситуаций.

Одновременно с этим, этап судебного разбирательства не только не выгоден с экономической стороны, но и требует к себе немало временных затрат.

Процедура досудебного урегулирования предоставляет возможность освободить налогоплательщика от необходимости личного присутствия при разбирательстве.

Проблемные вопросы

За последние годы урегулирование налоговых споров прошло через много этапов совершенствования.

Несмотря на это, многие граждане России, в том числе и юридические лица, относятся с высоким уровнем недоверия к вышестоящим органам в данном вопросе.

Со слов Правительства РФ это во многом связано с наличие высокого уровня проблема в познаниях норм законодательства, из-за чего отсутствует возможность верно составить жалобу, указав при этом в ней актуальные моменты, из-за чего возник спор с налоговым органом.

По этой причине Правительство совместно с вышестоящим руководством налогового органа регулярного принимает различные законы с целью внесения поправок в имеющиеся нормативно-правовые акты.

Благодаря этому можно существенно снизить риски возникновения предвзятости государственных органов к населению и юридическим лицам в частности.

Плюсы и минусы

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров включает в себя такие преимущества:

Скорость рассмотрения жалобы Не больше месяца
Попытка обратиться за помощью в вышестоящие инстанции (имеется в виду внесудебный порядок) является бесплатной При обращении в суд нужно платить госпошлину
Соблюдение конфиденциальности Из-за чего нет необходимости переживать за снижение репутации
Вышестоящая инстанция не может принять решение Из-за которого финансовое положение существенно ухудшиться
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров Не влечет за собой каких-либо сложностей
Имеется много способов Которые позволяют узнать этапы рассмотрения жалобы

Отрицательной стороной в рассматриваемом вопросе принято считать наличие недостаточного уровня информирования, из-за чего существенно повышается показатель обращения в судебный орган.

Из дополнительных недостатков принято считать неуверенность граждан в положительном решении их разбирательств.

: досудебное урегулирование налоговых споров

Иными словами, на сегодня они еще не уверены в том, что суд может стать на их сторону, если даже, и собрана вся необходимая доказательная база.

В завершении можно отметить — урегулирование налоговых споров может быть как в судебном, так и внесудебном порядке. В зависимости от конкретной ситуации жалоба подается в соответствующий орган.

В случае получения отказа от вышестоящего органа, возникает необходимость отстаивать свои интересы в суде. В таком случае невозможно обойтись без помощи квалифицированного юриста.

Источник: http://yurday.ru/uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

О досудебном порядке в налоговых спорах

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Если налогоплательщик пропустил досудебный порядок, в некоторых случаях это не повлияет на рассмотрение спора в суде.

Изменения в АПК РФ, вступившие в силу с 01.07.2016, установили досудебный порядок урегулирования споров. Теперь экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка, если он установлен законом.

Для оспаривания решений налоговых органов ненормативного характера установлен обязательный досудебный порядок в виде предварительного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Он применяется к решениям ненормативного характера, которые приняты по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также при выявлении налоговых нарушений иными способами (ст. 101.4 НК РФ).

Исключение составляют ненормативные акты, которые приняты по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, а также при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).

См. также

Кроме этого, соблюдение досудебного порядка необходимо для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа (ст. 78 НК РФ). Только в случае, если налоговый орган откажет налогоплательщику в удовлетворении его заявления, либо последний не получит ответ в установленный срок, он может реализовать право на судебную защиту.

Досудебный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

Несоблюдение досудебного порядка в налоговых спорах

Последствием несоблюдения досудебного порядка является возвращение арбитражным судом заявления налогоплательщика, если такой факт установлен на стадии принятия заявления к производству (п. 5 ч.

1 ст. 129 АПК РФ). Если же несоблюдение досудебного порядка установлено судом после принятия заявления к производству, арбитражный суд должен оставить заявление без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

На практике встречаются ситуации, когда суд принимает заявление налогоплательщика к производству, не удостоверившись, что налогоплательщик обратился к вышестоящему налоговому органу.

Суд первой инстанции рассматривает спор по существу в отсутствие заявления налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка.

Затем в апелляционной жалобе инспекция заявляет об оставлении заявления налогоплательщика без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

Как должен поступить суд апелляционной инстанции в этом случае? Представляется, что данный вопрос может быть разрешен не только отменой судебного акта.

Соблюдение досудебного порядка в ходе рассмотрения дела 

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подается до вступления в силу обжалуемого решения, а жалоба — в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Установив, что оспариваемое решение налогового органа не было обжаловано в указанном порядке, суд может предоставить заявителю возможность подать соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган даже в период повторного рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Когда суд откладывает судебное разбирательство в этом случае, принцип справедливого судебного разбирательства в разумный срок не нарушается.

Дождавшись мнения вышестоящего налогового органа, суд второй инстанции рассмотрит спор с учетом позиции соответствующего управления ФНС России.

Если ФНС откажет в удовлетворении жалобы налогоплательщика, либо оставит ее без рассмотрения, то для налогоплательщика будет исчерпана возможность рассмотрения спора во внесудебном порядке.

Результат рассмотрения апелляционной жалобы свидетельствует о наличии неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности соответствующих требований.

Право налогоплательщика на судебную защиту

Безусловно, положения, позволяющие использовать внесудебные процедуры разрешения налоговых споров, являются предпочтительными в налоговых правоотношениях, в том числе с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав.

Вместе с тем при рассмотрении обстоятельств конкретного дела суд апелляционной инстанции может увидеть необходимость обеспечения налогоплательщику права на судебную защиту.

Ведь в случае отмены решения суда первой инстанции, который не проверил соблюдение досудебного порядка, и оставления заявления без рассмотрения налогоплательщик в целях защиты своих прав будет вынужден повторно обратиться в суд.

Инициирование еще одного судебного разбирательства при рассматриваемых обстоятельствах (с учетом пропуска срока при повторном обращении в суд и необходимости его восстановления) не отвечает принципу доступности правосудия и задачам судопроизводства. Сроки подачи жалобы ограничены, и в силу их истечения налогоплательщик фактически лишается возможности повторного обращения за защитой своих прав как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд.

Добросовестное заблуждение заявителя относительно порядка обжалования ненормативного правового акта налогового органа и рассмотрение судом дела без проверки соблюдения досудебного порядка не могут являться основаниями для отмены решения суда.

Это применимо к ситуации, когда в период рассмотрения дела апелляционным судом жалоба налогоплательщика на оспариваемое решение инспекции фактически рассмотрена вышестоящим налоговым органом и оставлена без удовлетворения (постановление 19ААС от 29.07.

2011 по делу № А35-11058/2010).

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2078-qqe-16-m10-27-10-2016-o-dosudebnom-poryadke-v-nalogovyh-sporah

Российский юрист
Добавить комментарий